Всем доброго времени суток. Как-то в "Творчестве..." наткнулся на тему "Как я прыгнул...", написанную Ilyaivan?, и вспомнил свою армейскую службу, друзей- однополчан. В памяти всплыла история, которая приключилась в один из ноябрьских дней 96- го г. Попытаюсь её рассказать, как умею. Если, что не так, тапками не кидаться. Рассказ хочу посвятить человеку, давшему мне путевку в небо, бывшему начальнику ПДС соединения, полковнику в отставке НАЗАРЧУК В.В.
СЕРЁГА
Очередная смена парашютных прыжков была запланирована на день проведения полётов, как это часто практиковалось. Между посадкой разведчика погоды, и стартом первого самолёта всегда было "окно"- около 40 минут. Вот, в этот промежуток времени и намечалось отработать три подъёма. Если погодные условия позволяли, то работали с высоты 1200 метров, выше не ходили в целях экономии времени. Если же погода не баловала, то выходили с 600 или 400.
За время, пока вертушка снижалась и заходила на посадку,после выброски парашютистов, ребята, как правило, успевали отработать в воздухе установленную программу, и приземлиться в районе старта, поменять распущенные купола на уложенные, и подготовиться к следующему прыжку. Работали быстро, но без суеты...
Серёга пришёл в полк молодым лейтенантом, после окончания военного училища, на должность техника самолёта, а так как, ещё до армии, занимался парашютным спортом в аэроклубе, то без лишних вопросов был зачислен во внештатную спасательную парашютно-десантную группу (СПДГ). Был он невысок, худощав и весьма шустр. Небом грезил ещё с детства.
В 90-х годах наше государство большим денежным довольствием военных не баловало, но Сергей умудрился из своей зарплаты прикупить небольшую видеокамеру, которую приладил на шлем, и успешно снимал прыжки, от первого, так сказать, лица. Даже сделал несколько видеоклипов...
В тот морозный ноябрьский денёк всё шло своим чередом. "Разбили" старт на рулёжке, установили "колдун"( указатель направления ветра), выстелили "крест". Едва разведчик коснулся ВПП, испустив из-под шасси голубоватый дымок, как к стару подрулил вертолёт, принял на борт группу парашютистов, и вырулил на полосу. Получив "добро" от руководителя полётов на взлёт, винтокрылая машина оторвалась от полосы, и стала набирать высоту.
Послет того, как Ми-8 набрал 1200 м., и встал на боевой курс, выпускающий открыл дверной проём, и ухватившись за ручку лебёдки, высунулся наружу, для определения точки начала выброски, затем по прошествии времени отошёл от проёма , и первому из группы знаком показал:"ПОШЁЛ". С секундным интервалом ушёл второй, третий...
Серёга, как самый лёгкий, выходил крайним. Шагнув за обрез двери, он привычно лег на поток воздуха, и отпадав свои 10 секунд, отработанным движением дёрнул вытяжное кольцо. Раскрывшись, клапаны ранца ПО-9 серии2 освободили "медузу"( вытяжной парашют), и та подхваченная потоком, пошла вверх, увлекая за собой основной купол.
Далее ситуация вышла из-под контроля. То ли запуталась система рифления( а она на этом типе парашюта 18 метров), то ли получился перехлёст купола, не знает ни кто. В итоге привычного рывка раскрываемого купола Сергей не ощутил, а в место этого над головой образовалась куча тряпок, с отходящим от неё жгутом строп, и он продолжал "свистеть" вниз по спирали. Конечно скорость его снижения была меньше скорости свободного падения (всё-таки тряпки её частично гасили), однако мягкой посадки она никак не гарантировала.
Иногда в парашютизме возникают ситуации, когда при раскрытии парашюта, стропы закручиваются, аж до самого купола. Это "лечится" спринтерским бегом по воздуху, и движениями навозного червя на рыболовном крючке, но в этой ситуации дело обстояло намного хуже. Как показала видеозапись (прыжок был записан от начала и до конца) стропы были спутаны, и перехлестнули купол. В подобной ситуации выход один - отцепка основного купола, и ввод "запаски".
Эту картину наблюдали все, кто был на "старте", и естественно все, кто находился в воздухе, и истошно, до хрипоты в голосе орали: "ОТЦЕПЛЯЙСЯ"..."ОТЦЕПЛЯЙСЯ"..."ЗАПАСКУ"..., но Серёга до последнего боролся с куполом, пока наконец не рухнул на землю, пробив крону одиноко стоящей берёзы.
Ребята, чьи купола позволяли сработать к месту падения, через некоторое время приземлились около Серёжки. Он лежал на боку без движения, а рядом валялась видеокамера. Лицо его было серо-зелёного цвета, глаза были открыты , и сотрели в одну точку. На вопрос:" Как ты? Живой"?, он только слегка повёл глазами.
Мужики не сговариваясь, но как по команде, выломали в ближайшем подлеске пару дубин, соорудили из них и парашюта импровизированные носилки, аккуратно переложили на них Серёгу и понесли его к вертушке, которая приземлилась недалеко на поле. Через несколько минут борт поднялся в воздух, и взял курс на райцентр, до которого лёту было минут 10-15.
Уже в вертушке Сергея освободили от подвесной системы, и вкололи ему "промедол" из санукладки. Всё это время он был в сознании, но не проронил ни слова.Вертолёт сел на городской стадион, где уже стояла "буханка " с красными крестами. Его осторожно вынесли из салона, уложили на медицинские носилки, и... он потерял сознание.
Справедливости ради хочу сказать, что Сергей не погиб. Он отделался сильным ушибом грудной клетки и компрессионным переломом позвоночника. Благополучно отлежав в больнице пару недель, был изгнан из оного учреждения (потому, как по причине своей шебутной натуры, достал весь медперсонал), и ещё через месяц, уже во всю бегал по лесу на лыжах...