На "алиэкспрессе" появились аккумуляторы типа 18650 с необычно высокой емкостью, решил купить и погонять их на своей АСЕ 250.
Две красотки и зарядное пришли. Хотел с размаху подзарядить, а горит зеленый, тогда замерил напряжение под нагрузкой 10 Ом: один акк. показал 3,75 В, а второй - 3,85 В.
Да, вот сколько это стоило (доставка бесплатно):
Опробовал прямое включение могучего акк. 18650 на моей "аське":
Светится лишь один квадратик по питанию, но работает хорошо.
Это моя испытанная Garrett АСЕ 250, ей примерно 11 лет, на вид не обращайте внимания, скоро все уйдет под покраску (и вы это увидите, если сразу прокрутите текст).
Приготовил плату "повышателя" напряжения (лежит на клавиатуре), но тоже пока не ставил, зачем, если и так работает?..
Потом приделал кожаный фартучек, который закроет все это дело и будет фиксировать аккумулятор в контейнере (он сделан из картонки и усилен по краям эпоксидкой со стеклотканью - в простоте залог успеха, кожа - это тоже бывший женский сапог с мусорки под домом).
Всё - теперь у меня есть боевая "аська" с "бинарным питанием" - буду накапливать информацию о продолжительности работы с данным аккумулятором. (В ней особо пока ничего не переделывал, лишь года три назад в разрыв цепи динамика поставил переменный резистор СПО 0,5 Вт 47 Ом в качестве регулятора громкости, с торца штанги видна его ручка. Кожу отрезал с небольшим припуском, потому как рядом с контейнером: 1. возможно поставлю повышалку напряжения, 2. возможно поставлю USB-зарядку этого акк., 3. возможно - поставлю тумблер с двумя группами контактов - "работа-зарядка").
Вышел в поле на 3 часа - сразу почувствовал улучшение развесовки прибора: катушечка "НЕЛ Торнадо" стала восприниматься как родная катушка от АСЕ 350. Акк. работал прекрасно, но для себя выявил два недостатка: 1) когда неаккуратно кладешь МД на землю, то от сотрясения иногда на мгновение пропадал контакт от аккумулятора и приходилось перевключать "аську", 2) то что горит всего один квадратик по питанию - малоинформативно.
Поэтому решил, все-таки, поставить DC-DC step up converter и настроить выходное напряжение так, чтобы индикация на "аське" показала 3 квадратика по питанию (на х.х. поставил 5,06 В и как раз угадал) - почему 3, а не все 4 квадратика? - потому что в этом случае я смогу анализировать также поведение платы преобразователя питания и вниз и вверх, мало ли что? - вдруг она перегреется на солнышке.
Что еще? - внедрил конденсатор 1800 мкФ х 6,3 В, повесив его параллельно клеммам контейнера - это предотвратит возможные подмаргивания питания при тряске прибора. Также поставил тумблер в разрыв плюсового провода до входа в плату "повышалки" напряжения - это для того, чтобы не вынимать всякий раз акк. после работы - щелкнул тумблером и отключил аккумулятор от всей схемы.
Немножко картинок.
Это свинцовое пряслице античных времен (сопутствующий индикатор VI в. до н.э.). Еще был цветной военный шмурдяк, самое "тяжеленькое" - одна гильза от пушки ИЛ-2.
Здесь, помимо контейнера с аккумулятором, можно видеть DC-DC step up converter, коричневый сглаживающий конденсатор и тумблер советских времен. На термоклей закреплен только тумблер - кожаный фартучек укрывает и защищает схему. Придет время - сделаю покрасивше...
Определенно увидел, что "аська" + НЕЛ Торнадо, даже на максимальной чуйке, вела себя повышенно стабильно: давайте вспомним, что при обычном питании мы имеем 4 пары подпружиненных контактов на батарейках и еще два контакта - на переходе в блок, цепь последовательная и любое "подмаргивание" контакта, влияет на стабильность поведения МД. А при питании от одного аккумулятора 18650 имеем только 2 контакта в контейнере (и к ним в параллель припаян конденсатор на 1800 мкФ), а остальные проводники - паяные.
- - - - - - - - - -
Зарядил акк. и начал отсчет по первой части эксперимента.
Китайский акк. 18650 легко выдержал 4 часа совместной работы с платой китайского же DC-DC step up преобразователя: как вышел на поле с тремя квадратиками по питанию, так и не дрогнуло ничего; "ася" вела себя лучше некуда и нашла несколько монет. Температура +1ºС. МД не выключал ни разу.
До этого зарядил 3 аккумулятора 18650, замер под нагрузкой 10 Ом показал небольшой разброс напряжений (у всех больше 4,0 В, но меньше 4,1 В). Пронумеровал эти аккумуляторы, поставил один в "аську", два других взял про запас и в обеденное время выехал в поле.
Несколько кадриков.
На левом кадре виден лемех плуга, который я копанул еще в первую поездку - т.е. поле распахивалось тракторами и культурного слоя на нем, как такового, нет.
Через полчаса после находки "рискупорида", я уже ехал на маршрутке домой, так что это последний кадрик, сделанный на природе - обратите внимание на 3 квадратика по питанию.
Получается, что "бинарные", по питанию, МД уже можно делать, все равно прогресс не остановить - не за горами появление реально мощных аккумуляторов формата 18650. Как по мне - то проект успешный (мне и достигнутых 4 часов, при нулевой забортной температуре - "за глаза"), теперь сделаю все красиво на обеих своих АСЕ 250. Следующим шагом станет проба замены питания для своих "Терминатора" и Clone Pi-W (от одного акк. 18650). Ну а квинтэссенцией была бы установка на "асю" еще одного преобразователя DC-DC step up (при одном акк.), для получения большого напряжения, для последующего питания вынесенного автогенератора на основе усилителя D-класса. Резонансную частоту понижу до 3,5 кГц.
Так что смело переходите на питание своих аппаратов от одного аккумулятора 18650, э... т.е. - добавляйте такую возможность! Риска никакого: просверлить 2 дырочки в колене для того чтобы прогнать 2 проводка от аккумулятора + 1 дырочку в блоке, эти проводки должны быть подпаяны изнутри к золотым контактным пятачкам, поэтому в любой момент можно будет перейти на "старое" питание от четырех АА-батареек, просто вставив их в отсек. У меня дело решилось всего одной добавочной дырочкой, сделанной возле подлокотника, потому что другие отверстия уже были сделаны ранее, когда занимался регулировкой громкости.
- - - - - - - - - -
Снова выехал в поле, и ура - аккумулятор непрерывно проработал еще 4,5 часа! Подробности чуть позже, а сейчас ужин и спать: не все могут 4 дня подряд ходить с катушкой НЕЛ Торнадо, вернее, ходить "могут не только лишь все, мало кто может это делать"
Монеток не было, но набралось немножко цветмета, снова поднялась латунная гильза от пушки самолета ИЛ-2 и вот, какой-то медный пруток:
Показал резко торец моей АСЕ 250, на шкале немножко видно линейку из 3 секторов по питанию. Пахотное поле под парами, вид на город (за белым зданием завода "Залив" просматриваются белые арки Крымского моста).
Ну что сказать? - снова поразился стабильной работе "аськи" и трем квадратикам по питанию, замершим на табло. Погода +5ºС, МД не выключал ни разу.
Отлично, аккумулятор не меняю (перед походом к остановке маршрутки, окончательно выключил МД с упорно светящимися тремя квадратиками по питанию), теперь с нетерпением жду следующей возможности выбраться в поле, чтобы добрать статистики по его работе.
- - - - - -
Ну что? — аккумулятор наработал за 3 выхода в поле 10 часов (вчера добавилось 1,5 часа). Арифметика простая: время непрерывной работы составило 10 часов, теперь, если отталкиваться от среднего потребления АСЕ 250 как 0,15 А, то емкость аккумулятора - 1,5 А/ч, если брать КПД DC-DC step up converter'a как 75%, то емкость этого акк. - 2 А/ч.
Другими словами, если у вас аккумулятор типа 18650 имеет емкость более 2000 мА/ч, то смело можете его использовать в качестве основного питания МД. Для АСЕ 250 на световой день хватит. Можете ставить совместно с платой повышения напряжения, но для любителей простых и "дубовых" решений (отношу себя к таковым), я бы порекомендовал прямое включение — как было мною опробовано в первый день эксперимента, да и работать будет процентов на 25 подольше. Решение с прямым включением акк. 18650 не подойдет к АСЕ 150 — там тогда будет наблюдаться снижение чуйки, зато, и это важно - акк.+"повышалка" даст для АСЕ 150 возможность всегда держать максимальную глубину поиска, теперь уже независимо от питания. Это вековечная мечта владельцев АСЕ 150, возьмите на заметку и попробуйте на плате DC-DC step up преобразователя накрутить 7,2 В или даже 7,5 В...
Мой акк. совсем даже не показал заявленных параметров по емкости - и шо? Да работаю и всё, и не планирую докупать ближайшие пару лет (385 руб. за 2 акк. и зарядку - да это просто подарок, см. картинку выше). Щас продолжу эксп. с прямым включением аккумулятора, плату DC-DC step up преобразователя извлеку (тумблер и конденсатор оставлю). Надеюсь на 13 часов непрерывной работы в поле, отпишусь.
Да, после того, как акк. сел окончательно, напряжение под нагрузкой 10 Ом составило 3,25 В. Снова зарядил его до самоотключения зарядки - напряжение под нагрузкой 10 Ом составило 4,03 В. Приступаю ко второй части эксперимента: выкидываю "повышалку".
Принципиально хожу без наушников (у "аськи" всего 2 тона и при нахождении цели она сразу включает макс. громкость, независимо от глубины, громкость меняется только при использовании встроенного пинпойнтера, в общем - "ушки" реально не нужны).
- - - - - -
Продолжаем эксперимент, теперь уже с прямым включением аккумулятора (как на самой первой картинке). Плату "повышалки" напряжения снял, но оставил тумблер и конденсатор.
Статистику по прямому включению аккумулятора в цепь питания Garrett ACE 250, начал.
Первые 2 часа наработал, потом пришлось уехать с поля (звонили):
Это ассарий Аспурга, вроде в неплохом качестве.
Если приглядеться, то один квадратик по питанию - налицо (начал ремонт своей старушки-"аськи" - срезал козырек).
Всего, за 4 выхода в поле, "аська" наработала 14 часов и помимо первого ассария, подняла и второй (довольно редкий ассарий Динамии):
Выводы такие: КПД преобразователя составил примерно 75%, разница в наработке "с ним и без него" составила 28%. Отсечка по нижней полочке напряжения и в вынесенном DC-DC step up преобразователе, и во встроенном в схему АСЕ 250 составила одну и ту же величину 3,25 В, что наводит на мысль о срабатывании внутренней защиты аккумулятора (о чем и писано на корпусе: short circut, over charge and discharge protection).
Даже работая на единственном квадратике по питанию, "аська" не теряет глубины: так, фрагмент алюминиевой консервной банки, размером с половину банковской карточки, она увидела с глубины 0,5 м. (катушка "НЕЛ Торнадо"). Есть снимки, но не хочу перегружать материал.
- - - - - -
Перед тем, как дать рекомендации о применимости акк. + "повышалка" напряжения (или без таковой), осталась самая малость.
Итак, выяснилось, что срабатывание внутренней защиты аккумулятора 18650 происходит на полочке разряда 3,25 В. При этом плата DC-DC step up converter'a свое отработала и "аська" тоже жива и здравствует.
Это как раз та самая плата повышения напряжения (DC-DC step up converter), которая участвовала в эксперименте, она тоже с "алиэкспресс".
Вопрос в том, какой диапазон регулировки по входу она допускает и не дает ли опасных выбросов напряжения на пограничных режимах?
Подключил нагрузку 47 Ом, подал от лабораторного БП 3,8 В и выставил, при помощи синенького подстроечного резистора, выходное напряжение 4,97 В. Далее стал регулировать входное напряжение на эту плату. Получилась такая картина: нижний порог работоспособности составил 2,55 В, при этом напряжение на выходе преобразователя составило 2,55 В. Если двигаться вниз, то при подаче напряжения 2,09 В, выходное напряжение составляет 1,79 В. Если двигаться вверх, то при напряжении 2,93 В преобразователь уже начинал стабильно поддерживать выходное напряжение 4,97 В и далее, если подавать напряжение выше точки срабатывания внутренней защиты аккумулятора (от 3,25 В и до 4,5 В - это полный диапазон акк. 18650), то плата стабильно поддерживала заданные 4,97 В на выходе. Опасных бросков выходного напряжения действительно не наблюдалось.
Это вчерашний снимок с поля, на шкале немного видно один квадратик по питанию, т.е. я окончательно перешел на питание от одного аккумулятора 18650, чего и вам желаю. АСЮ покрасил, кожаный фартучек и содержимое под ним - пока оставил, если попаду под ливень, то за "талию" подлокотника подвяжу полиэт. пакет.
...Кто осилил аграмадный текст и кучу цифр - тому спасибо.