Этот аппарат я рассматривал перед появлением у меня Сиболы, как альтернативный, поскольку в нем было много того, что меня привлекало. И хотя я не смог постичь значения некоторых функций, читая инструкцию, мне запала в душу информация о 4-х тональном отклике и секторной дискриминации, которые реализованы в Tesoro Golden Umax. Металлодетектор, обладая все той же непостижимой притягательной силой, характерной для всей линейки Tesoro, мог стать моим основным аппартом, но в силу разных обстоятельств я остановил свой выбор на Сиболе. Если быть честным, то решающим фактором стала система ED 180, примененная в Сиболе, хотелось новизны, было ощущение, что система ED 120 – это устаревший вариант и не стоит на нем циклиться. Кроме этого, Golden Umax стоил несколько дороже, а бюджет мой был крайне ограничен… Однако желание попробовать «на зуб» этого красавчика осталось.
Поэтому я изыскал возможности, и получил в безд-возд-мезд-ное неограниченно временное пользование Tesoro Golden Umax, с которым теперь можно хоть в поля идти, а хоть и не идти, постигая тайны процессов детектинга по инструкции и интернет-описаниям. И конечно, я загорелся сделать на него домашнюю рецензию, поскольку когда синица в руках, можно наплевать на небесного журавля и предаться полному погружению в процесс освоения, осязая руками и глазами плоды творчества заморских наших братьев-американов…
Когда я достал прибор из коробки, мне захотелось… его помыть. Как можно такое фотографировать и выкладывать на обозрение: попавший ко мне Tesoro Golden Umax, по всей видимости, обладал завидной и бурной судьбой, а линия жизни на его катушке «заехала» далеко за пульс. У конкретно этого металлодетектора не было постоянного хозяина, он переходил из рук в руки, и каждый охотник за сокровищами считал своим долгом эксплуатировать его нещадно, не вдаваясь в такие тонкости, как обслуживание, бережливость, уход… И когда я осмотрел этот видавший виды прибор, я понял, что специально не буду его мыть, отчищать, прихорашивать. Зачем? Его вид – это лучшая для него характеристика: если металлоискатель выдержал все издевательства, плохо обслуживался и эксплуатировался на пределе возможностей и при этом сохранил полную работоспособность, не есть ли это самое убедительное доказательство его качества, живучести, сопротивляемости времени?!
Поэтому я просто собрал его и включил, и он просто включился и начал работать, как старый и надежный друг, которому только свистни, и вот он тут, рядом, всегда с тобой и готов на все!..
Все в нем мне было уже привычно, поскольку два представителя Tesoro уже поселились в моем доме. Традиционный «S»-образный конструктив, состоящий из трех штанг-секций. Нижняя штанга, на которой крепится катушка, выполнен из карбона – легкого графитосодержащего пластика, который обладает и прочностью и жесткостью, достаточной, чтобы нести не только стандартную 9-и дюймовую катушку, но и большую, по вашему желанию. Средняя и верхняя штанги алюминиевые, выкрашены в золотистый цвет порошковой краской. Средняя штанга имеет 6 регулировочных отверстий, которые позволяют варьировать размер детектора в просторном диапазоне. Расположенный на верхней штанге подлокотник с проклеенной внутри него комфортной «пенкой» тоже может сдвигаться вдоль штанги для более комфортного регулирования детектора под рост и комплекцию поисковика. Подлокотник, традиционно, не снабжен лямкой, но я уже писал в других тестах Tesoro, что он очень комфортен: мне приходилось использовать металлодетекторы этой марки и летом, когда в подлокотнике «сидит» голый локоть, и весной-осенью, когда рука окутана теплой курткой и в обеих случаях подлокотник отлично справился со своей задачей – никаких болтаний или тесноты я не испытывал.
Блок управления также крепится к верхней штанге «намертво», одним болтом. На верхней штанге располагается и ручка из вспененного резиноподобного пластика, к которой я лично отношусь с глубокой нежностью: мне очень нравится и материал, и форма, и ее размеры. Очень комфортно она лежит в руке, как обнаженной, так и «обутой» в перчатку.
Сам металлодетектор в собранном виде очень прикладист, настолько четко выверены его размеры, развесовка, углы сгиба верхней штанги в месте, где крепится ручка. Этот комфорт чувствуется во всех приборах Tesoro, которые мне удалось подержать, присутствует он и в Tesoro Golden Umax, что очень приятно! Меняя приборы Тесоро, всегда ловишь себя на мысли, что не надо привыкать к новой конфигурации.
Штанги соединяются друг с другом посредством пружинных кнопок, а потом фиксируются при помощи цанговых зажимов, на которых сверху нанесена маркировка со стрелками, помогающая быстро ориентироваться – в каком направлении нужно их крутить, чтобы затянуть, или ослабить зажим. После сборки, даже на этом далеко не новом уже аппарате, не наблюдается никаких раскачиваний и болтаний, все детали выполнены с отличным качеством и размеры выдержаны точно.
Tesoro Golden Umax оснащен, в заводской комплектации, моно катушкой 8 х 9 дюймов, праздничного белого цвета. Чехол тоже из белого цвета, но на этом аппарате он… отсутствовал, что не мешало, однако, эксплуатировать его по полной программе, не делая скидок на незащищенность. Осматривая катушку, я убедился в том, что можно искать и без защиты – катушка с честью преодолела эти испытания и не подавала признаков усталости и износа. Белый цвет, конечно, гламурен, но пачкается. Однако при желании, катушка легко отмывается до первозданного новобрачного белого цвета, и радует хозяина «искрящейся белизной и свежестью морозного утра». По словам специалистов, уже работавших с этим прибором, катушка ведет себя замечательно не только в полях, но и на мусорных участках. Конечно, это не маленькая катушка, но она стабильно работает в большинстве случаев. Насколько это правда, я постараюсь узнать позже, на практике, когда лично отправлюсь в поле с этим прибором.
Провод, соединяющий катушку и блок управления, эластичен и мягок: силиконовая оплетка делает его таковым и позволяет не бояться холодов, когда пластиковая оплетка может стать «дубовой», а также равнодушно взирать на то, как провод трется об траву и кустарник. Я рассмотрел ту часть провода, которая наиболее подвержена механическому износу и не обнаружил на ней сколько-нибудь опасных повреждений, могущих влиять на работоспособность прибора.
Выход провода из катушки снабжен пружинообразной защитой, не позволяющей проводу заломиться в этом тяжелом месте. Штекер входа провода в блок управления металлический, с фиксирующей резьбовой шайбой, и он тоже снабжен пружинкой, предохраняющей его от излома, только металлической.
Я всегда говорил, что у Tesoro не бывает мелочей, Tesoro Golden Umax – лишь подтверждает мою уверенность в этом: каждая деталь свидетельствует, что к ней отнеслись с должным вниманием и тщанием в процессе изготовления, обработки и сборки.
Металлодетектор работает на частоте 10 кГц, а значит, он должен быть на золотой середине при поиске глубинных и мелких предметов. За питание отвечает одна 9-и вольтовая батарея типа «Крона», что для меня – только плюс, ибо в моих приборах установлены именно «Кроны», так что не придется покупать для него дорогой «Вискас китенфуд», обойдемся традиционной березовой кашей.
На задней панели, кроме отсека батареи, расположен и выход на наушники. Для меня это важно, ведь я копаю с некоторых пор, только в «ушах». У аппаратов Tesoro нет регулировки громкости, но я столкнулся с тем, что тот звук, который я слышу в наушниках, и есть самый комфортный, его не хочется убавлять, или наоборот, увеличивать.
Для меня уже привычен и внешний облик «мозга»: компактность, доведенная до грани разумного, аскетизм и дух 80-х во всех линиях, надписях, ручках и переключателях. Ничего лишнего, все под большим пальцем правой руки, удобно и дотягиваемо. Я специально пошатал «крутилки», в надежде на то, что года, проведенные детектором под гнетом жестоких эксплуататоров, наверняка выявят люфты, заедания или наоборот, расхлябанность. Ничего подобного – все работает абсолютно нормально и четко. К триггерам это тоже относится – щелкают, как орехи.
Что же меня тянуло к Tesoro Golden Umax? Конечно, это большие возможности, по сравнению с той же Сиболкой: 4-х тональный отклик и еще одна поразительная вещь – это сегментная дискриминация. Сегментная дискриминация – явление редкое в линейке Tesoro, где царствует безраздельно ступенчатая дискриминация, последовательная. Тут, в Tesoro Golden Umax, можно побаловаться настройками как следует, и попытаться, игнорируя повторяющийся и надоедливый мусор, уверенно вытягивать из земли полезные штуковины. Кроме этого, безусловным плюсом этого аппарата является и то, что у него есть фиксированный режим поиска «все металлы» с пороговым шумом, чего нет на моей Сиболе, где этот режим можно включать только на время, пока палец застынет на красной кнопке пинпоинта.
А теперь давайте разбираться по порядку, что же за сладкая конфетка подложена конструкторами в этот ядреный аппарат!
Настройки детектора Tesoro Golden Umax понятны интуитивно, подавляющему большинству пользователей, причем даже тех, которые только познают наше хобби, или обратили внимание на этот аппарат. Правда я не совсем понял это тогда, когда зимой изучал его инструкцию, но теперь «врубился» моментально. Три потенциометра, выстроившиеся в вертикальную линейку в правой части панели управления, не вызывают обычно проблем в восприятии и запоминании тех функций, за которые они в ответе: THRESHOLD – отвечает за регулировку порогового шума и позволяет находить по его изменению мелкие, или глубинные предметы, которые не могут сгенерировать собственный сигнал. Работает это так. Допустим, в режиме обычной дискриминации, вы обнаружили объект. Но при выкапывании сигнал пропадает и обнаружить предмет заново уже не удается. Тогда щелчком триггера вы переводите прибор в режим «все металлы» (ALL METALL), настраиваете потенциометром THRESHOLD тихий и ровный шум и двигаете катушкой вдоль вывороченной земельки: там, где лежит объект, прибор яростно взвизгнет, указывая на точное место его присутствия. Режим «все металлы» - это псевдостатический режим точного обнаружения. То, что при помощи тублера-триггера можно его фиксировать, дает большие возможности поиска в таких местах, где любая находка может быть ценной. В этом случае вы получаете возможность находить предметы на много глубже, нежели в режиме дискриминации!
Потенциометр SENSITIVITY имеет двойное значение – сначала он щелчком включает прибор, а дальнейший поворот дает возможность увеличивать чувствительность прибора, вплоть до красной зоны повышенной чувствительности, при работе в которой могут наблюдаться глюки и нестабильности в поведении. Это очень четко ощущается и не возникает ощущения, что вы работаете не на пределе возможностей. Увеличьте чувствительность, и как только прибор начнет издавать случайные и хаотичные звуки, немного уверните ее в обратном направлении, чтобы добиться тишины. По опыту работы с Сиболой, помосковные земли позволяют смело работать с прибором на середине красной зоны, глюки одолевают только в самом ее конце.
Потенциометр DISCRIMINATE LEVEL отвечает за ступенчатую дискриминацию и тут не должно быть непоняток: чем больше он повернут по часовой стрелке, тем больше объектов исчезнет из поиска. В положении MIN система дискриминации ED 120 отсечет все мелкое железо, и это приятно. Крутя этот потенциометр туда-сюда, вы можете барахтаться на поле, последовательно исключая из активного поиска такие мерзости, как железо, фольгу и пробки, приобщаясь к имперским ценностям и прочим ценным находкам, которые мы уносим домой, нежно поглаживая карманы.
И все бы ничего, но Tesoro Golden Umax набит изюмом, как рождественская утка – ведь у нас еще остался в запасе потенциометр NOTCH WIDTH и трехпозиционный триггер NOTCH, имеющий два положения NARROW (узкий) и WIDE (Широкий). Именно тут и начинаются самые главные интересности!
Оказывается, что мы можем не пользоваться линейной дискриминацией, «запирая» звуки от железа, фольги, пробок, и возможно, теряя при этом что-то любопытное, а исключить что-то одно, но сильно мешающее поиску. Для этого мы переводим триггер в положение NARROW, настраиваем дискриминатор на отсечение этого объекта, а потенциометром NOTCH регулируем ширину сектора дискриминации.
Допустим, нас мучают язычки от пивняка. Проведя указанные манипуляции, мы можем исключить их из поиска, но все равно будем находить такие ценные для нас (ха-ха!) кованые гвозди и медные-серебряные монетки, т.е. такие объекты, которые лежат ДО и ПОСЛЕ исключенного сектора пивных язычков. А если нам хочется расширить исключаемый из поиска сектор, то надо триггер NOTCH перекинуть направо, и опять поколдовать с потенциометром NOTCH WIDTH, добиваясь более широкого сектора дискриминации.
О как! Это ж надо! Одним словом, прибор сильно заколдован. Возможно, что мои выкладки громоздки и не очень понятны, но на практике такие настройки могут облегчить жизнь тем, кто ведет поиск, например, на пляже, где однотипный металлический поверхностный мусор действует на нервы, не давая сосредоточиться на поиске золотых и платиновых перстней, а также денег с испанских галеонов.
В моей практике был случай, когда эта функция очень бы пригодилась – возле старинной деревни вся земля была нашпигована крохотными, по 1-му сантиметру длиной, кусочками алюминиевой проволоки. Так хотелось от нее отделаться одним махом! С Tesoro Golden Umax, думаю, это удалось бы сделать довольно легко.
Мне остается добавить к сказанному достаточно мало. Tesoro Golden Umax производит самое благоприятное впечатление. Делая воздушные тесты, я насладился четкой полифонией. Мне стал привычным однотональный отклик Компадре и Сиболы и я не страдаю по многозвучности, но для тех, кто хочет перейти на Tesoro Golden Umax после использования многотонального прибора , такое решение должно стать существенным подспорьем в деле освоения аппарата. Кроме того, я, как человек ленивый, порадовался тому, что он не имеет ручного баланса грунта. Я знаю, что ручная настройка дает прирост глубины обнаружения, но… мне так комфортнее, пока, по крайней мере. Я очень ценю в поисковых приборах простоту настроек, постоянство во время поиска и отсутствие необходимости постоянно что-то контролировать и подстраивать. Конечно, Tejon не отдаст своих глубинных позиций, но тут задачи стояли другие и они решены отлично. Tesoro Golden Umax – хороший универсал, простой, понятный и с очень интересными возможностями.
Оставалось одно – отправиться с Golden Umax в поле и устроить ему хорошую взбучку, проверив на практике, на что он способен. Несколько дней я ждал погоду – циклон, помешавший мне участвовать в Рязанском слете, долетел и до столицы. Пару дней погода сходила с ума, меча на землю то дождь, то снег, то град, а в перерывах угощая ярким, на фоне черных туч, солнышком.
С утра я не пошел на поле, поскольку природная фантасмагория продолжалась, причем в ход пошел еще и порывистый ветер и понижение температуры, так что глядя в окно я сомневался, стоит ли думать о поиске. Однако к двум часам дня небо неожиданно раздалось, как будто небеса вспомнили о моем зуде и светило, нежно озаряя пейзаж, позвало меня на поиски. Нырнув в сапоги и напялив на себя капустную хламиду из теплых вещей, я весело зашагал на свой полигон, неся в рюкзаке старика Тесорыча.
Но погода не манила меня, а заманивала, подло желая подшутить над бедным кладоискателем. Не успел я заявиться на поле, как свинец в тучах напрягся и ветер стал таким, как будто прямо напротив меня прогревали ракетный двигатель. Внезапно стеной обрушился град из бешено летящих, ужасно колючих градинок. Ощущение было такое, будто меня по лицу стегали бритвами.
Фигня, - подумал я и стал расчехляться. Прибор был быстро собран, пора было приниматься за поиск. Сразу оговорюсь, что поле, где я провожу тесты – достаточно чистое, тут нет мест, где все звенит. Это хорошо с той точки зрения, что можно очень спокойно «рассматривать» каждый сигнал, соображать и делать выводы. Находки встречаются самые разные – от XI века и до наших дней. Правда, их становится все меньше и меньше раз от раза, ведь выбиваю я его уже второй сезон, да и не один я на нем бываю. Поэтому приходя сюда, я ставлю другие цели – скоротать время, или, как сегодня – освоить новый прибор. Исходя из условий поиска, мне не пришлось попробовать в этот раз функцию сегментной дискриминации. Меня гораздо больше волновал другой вопрос – полифонии, столь не свойственной приборам Tesoro.
Поэтому я выставил установки, которыми пользовался на Сиболе (дискрим – чуть выше IRON, трешхолд – максимум, чувствительность – в начале красной зоны) и начал поиск. Мне очень понравилась полифония Golden Umax, без всяких разночтений. Она очень четкая и понятная. Именно четкая. Она не трындит над целью на все четыре лада, максимум на два, когда у аппарата есть сомнения. Удивительность моего первого копа с Golden Umax была в том, что я врубился в сигналы сразу, как будто ходил с этим аппаратом несколько раз! Очень легко определяется тональность звучания и запоминается. Если под катушкой большой предмет, аппарат выдает симпатичную трель. Определение размера предмета очень точное, достаточно сместить катушку и все понимаешь. Несомненно, что многотональность Golden Umax придется по душе тем, кто не понимает, или испытывает дискомфорт от однотональности других приборов линейки Тесоро. Прибор легок в руке, от него абсолютно не устаешь. Еще порадовал триггер переключения в режим трешхолд. Это, безусловно удобнее – когда можно перейти в режим псевдостатики и не держать кнопку, как на Сиболе, так что Golden Umax заработал от меня еще один плюс.
Дать оценку глубине поиска я не берусь, однако провала, по сравнению с Сиболкой я не почувствовал: так, пробку от пузырька с прививочным препаратом я обнаружил на глубине штыка лопаты – удачно получилось, что вывернув ком, пузырек, лежавший в земле вниз «головой», оказался прямо на вершине кома, так что глубина приличная и сигнал был без сомнений, самый, что ни на есть, цветной.
Через несколько минут поиска выскочила монетка. Четкий сигнал в высокой тональности. Это была сталинская двушечка:
Потом появился обломок наперстка, потом подвеска какая-то конская…
Потом шестеренка от часов:
Попадались и другие мелочи, которые приходилось разыскивать в комьях земли и каждый раз сигнал был четким и цепким. Golden Umax понравился мне именно этой цепкостью к мелкой цветнине. Впрочем, этим он очень похож и на Компадре, и на Сиболу, так мне показалось.
Прозрение пришло тогда, когда раздался абсолютно четкий пронзительный сигнал на самой высокой тональности – это была копейка 1924 года в очень приличном сохране (таких монеток у меня пяток, но все негодящие), а тут Golden Umax достает для меня хороший экземпляр! Вот, оказывается, что: на монетку 2 копейки, из алюминиевой бронзы, Golden Umax дал сигнал цветной, но более низкий, а на медь сигнал сногсшибенный, прям орет в ухо – копай, копай!
Погода, тем временем, бесилась на свой лад, посыпая меня градом и снегом и главное, сдувая с поля холодным северным ветром. Руки окоченели очень быстро, начинали мерзнуть ноги. Поэтому я решил прекратить поиски и дав зарок пройти еще одну «строчку» по полю, выбрал произвольный вектор движения. Небо сжалилось надо мной, и подарило еще одну монетку – 3 копейки, опять сталинского чекану, чему я был рад. Три монетки всего за пару часов на этом туповатом поле – отличный результат, если учитывать, что я держал этот прибор в первый раз!
Унося в кармане скромные находки и подгоняемый ветром, я мысленно сравнивал Golden Umax с Компадре и с Сиболой. Действительно, что же лучше? Оставим малыша Компадрыча и попытаемся сравнить Golden Umax и Сиболку.
Мне очень понравился Голден, без сомнений. Мне казалось, что Тесоро и полифония – несовместимые вещи, но я ошибся, полифония очень на хорошем уровне, вне всякого сомнения. Есть и фиксированный трешхолд, а у Сиболы нет, там надо держать красную кнопку… У Golden Umax есть и сегментная дискриминация, которой тоже нет у Сиболы, но тут я скажу честно, мне эта функция не особо нужна. По пляжам я не шарюсь, и за прошлый сезон таких мест, где мне бы она смогла помочь, было только одно, о котором я уже упоминал.
Остается еще глубина поиска, и тут я пока не могу ничего сказать, поскольку воздушных тестов не проводил, но постараюсь их сделать в самое ближайшее время.
Какой же напрашивается вывод? Вывод такой - Golden Umax очень симпатичный металлодетектор, мне он пришелся по душе. Поменял бы я Сиболу на него? Думаю, нет. Эти аппараты очень похожи, поэтому, имея первоначально Golden Umax, я бы не поменял его на Сиболу, а имея Сиболу нет смысла менять ее на Golden Umax. Конечно, один выход с прибором – это мало, чтобы делать окончательные выводы, но еще раз повторюсь, что Сибола и Golden Umax – очень похожие, на мой взгляд, аппараты, отличающиеся нюансами и оба очень удобные. Golden Umax отлично подойдет тем, кто страдает от однотональности, тут все четко и понятно, не нужно иметь музыкального слуха, не нужно слушать особых нюансов тональности и обертонов отклика (хотя они, безусловно, есть!). Любителям пляжного поиска должно понравиться работать в режиме сегментной дискриминации.
Но и не надо забывать, что Golden Umax несколько дороже Сиболы, и это справедливо, поскольку он обладает большим спектром функциональных возможностей.
Так что старичок Golden Umax меня порадовал! Отличная машинка, с которой, я надеюсь еще полазить по урочищам и продолжить ее изучать. Ну, а о результатах – доложу!
Всем удачи!