Здравствуйте, Гость ( Авторизация | Регистрация )


4 страниц < 1 2 3 4 > 
Reply to this topicStart new topicStart Poll
 Чернобыль. Как это было., Взгляд изнутри.

Pele
post Jan 23 2010, 13:00
Создана #21


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 2,849
Зарегистрирован: 6-July 07
Из: 39 rus
Пользователь №: 2,326


Пол: мужской

Репутация: 204 кг
-----XXXXX


А у нас только собираются постороить это дерьмо, в 25км-х от города 13.gif , проект уже подписан, прощай чистый воздух, рыбалка и грибы...


--------------------
...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Razdolbaj
post Jan 23 2010, 13:39
Создана #22


Профи
******

Группа: Забанены
Сообщений: 1,484
Зарегистрирован: 31-July 08
Пользователь №: 5,366



Репутация: 113 кг
-----XXXXX


QUOTE(Pele @ Jan 23 2010, 14:11)
А у нас только собираются постороить это дерьмо, в 25км-х от города 13.gif , проект уже подписан, прощай чистый воздух, рыбалка и грибы...
Ничего экологичнее ядерной энергии не придумали. Мазутные всякие станции коптят гораздо больше, и не коптить они не умеют в принципе. Реакторы типа как на ЧАЭС не производятся, с тех пор "защит от дурака" понаставили столько, что повторения аварии не возможно в принципе... После аварии в несколько раз улучшилась автоматика, конструктив самих реакторов... Вероятность того, что современная АЭС рядом с вашим городом будет заражать окружающую среду примерно такая же, как вероятность того, что в ваш дом попадёт метеорит. (в Москве несколько действующих реакторов, все они далеко не современные, и ничего...).

Страшную вещь сейчас скажу, но погибших на аварии 86-го года в 5 раз меньше, чем на Саяно-шушенской ГЭС. Да, страшно то, что тысячи людей вынуждены были покинуть свои дома. Страшно то, как была организована "ликвидация последствий". Таких аварий не было никогда. Открытая ядерная реакция. Атомная бомба без взрывной волны. Страшный опыт для всего человечества, из которого сделаны выводы. Больше такого не должно повторится.

P.S. Про СаШГЭС... http://news.babr.ru/?IDE=83356 sad.gif

Сообщение отредактировано Razdolbaj: Jan 23 2010, 13:43
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Дайм
post Jan 23 2010, 15:45
Создана #23


Профи
******

Группа: Забанены
Сообщений: 33,291
Зарегистрирован: 25-June 08
Пользователь №: 5,019
Почётный посетительЗа заслуги

Пол: мужской

Репутация: 1460 кг
-----XXXXX


QUOTE(Razdolbaj @ Jan 23 2010, 13:50)
Ничего экологичнее ядерной энергии не придумали. Мазутные всякие станции коптят гораздо больше, и не коптить они не умеют в принципе. Реакторы типа как на ЧАЭС не производятся, с тех пор "защит от дурака" понаставили столько, что повторения аварии не возможно в принципе... После аварии в несколько раз улучшилась автоматика, конструктив самих реакторов... Вероятность того, что современная АЭС рядом с вашим городом будет заражать окружающую среду примерно такая же, как вероятность того, что в ваш дом попадёт метеорит. (в Москве несколько действующих реакторов, все они далеко не современные, и ничего...).

Согласен и даже уверен в этом. Но жить рядом, почему-то, не хотелось бы...


--------------------
Жизнь лучший учитель. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

pavel_ll
post Jan 23 2010, 16:12
Создана #24


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 16,160
Зарегистрирован: 11-December 09
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 13,744
Почётный посетитель

Пол: мужской

Репутация: 851 кг
-----XXXXX


Ну, потчи полностью согласен с Razdolbaj, разве что защиты "от дурака не сущетвует", тем более от отечественного.
Сам прожил не малую часть жизни возле крупных тепловых элекростанций, работающих на угле. До сих пор помню серое небо над поселками. Да и одни золоотвалы, это, что-то. А процент, легочных и других заболеваний, в разы больше, чем в других районах.

Сообщение отредактировано pavel_ll: Jan 23 2010, 16:15


--------------------
...Только в России жопа это не часть тела, а- событие...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Pele
post Jan 24 2010, 18:16
Создана #25


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 2,849
Зарегистрирован: 6-July 07
Из: 39 rus
Пользователь №: 2,326


Пол: мужской

Репутация: 204 кг
-----XXXXX


Ну да.. Приезжали энергетики-атомщики, рассказывали как все будет красиво, но не верю я им почему то.. Самое интересное что мощностей на нашу область вполне хватит и без нее, а строят ее чтобы продавать электричество в Европу 49.gif Вот я и говорю, нах она здесь не нужна, пусть бы в Кремле у себя строили и продавали бы кому хотели 14.gif
Хреново то еще, что по проекту ядерные отходы будут храниться здесь же в земле, на территории АЭС, сначала хотели вывозить через всю область на поезде, потом по морю куда то, но завопили шведы и норвержцы и добро не дали. Было принято решение хоронить их здесь, может я чего понял не так? blink.gif Не знаю хорошо это что строят ее , или плохо, поживем-увидим...


--------------------
...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

pavel_ll
post Jan 24 2010, 19:39
Создана #26


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 16,160
Зарегистрирован: 11-December 09
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 13,744
Почётный посетитель

Пол: мужской

Репутация: 851 кг
-----XXXXX


После сдачи смены, обычный маршрут.
Выход из зоны по переходному мостику в санпропускник, мойка, проверка на стационарных приборах , переодевание и домой.
Но при выходе из зоны уже поставили стол, где восседала знакомая фельдшерица. Стояли пробирки, народ послушно стоял в очереди на сдачу анализов крови. Впереди, за несколько человек от меня, стоял ЗНСС четвертого блока. Не доходя до фельдшера, он развернулся и пошел в сторону зоны. Я его окликнул, но он махнул рукой и пошел дальше. Это была последняя наша встреча. Через некоторое время его не стало. Умер в больнице в Москве.
Ну, а мы, сдав анализ и переодевшись, сели в автобусы и поехали домой. По маршруту автобус делает остановку, как раз напротив четвертого блока, чтобы подобрать дежурного электрика.
Отсюда обычно вид на 3-4 блок, как картинка. Но, 4 блока нет. Точнее, нет части крыши реакторного отделения. Крыша машзала, вроде бы цела, но, я то знаю, что просто от сюда это не видно. А где РЗМ (разгрузочно-загрузочная машина), осуществляющая, замену ТВЕЛов в реакторе)?, ведь, это большая и тяжелая дура, и не заметить ее просто не возможно. Но ее нет.
Ну да ладно мы отработали, впереди отдых.
Приехали в город. Необычно то, что город моют. Ездят поливальные машины и моют улицы. Ну, моют и моют, ладно. Дома встречает жена, делится новостями, расспрашивает. Ответить конкретно ничего не могу.
Старший сын в школе, младший, нет и года, мирно спит. Тревога и видение не покидают. Неожиданно за завтраком приходит мысль выпить водочки. Наливаю пол стакана, залпом пью. Жена немного в шоке, ведь в ночь на смену. Но говорю надо и иду спать. Снились кошмары. Просыпаюсь с мыслями, что все, что было, это сон. Но, жена развеивает мои мысли, сообщив, что сына раньше отпустили со школы и по городу ползут разные слухи. Как могу, успокаиваю ее, хотя на душе не спокойно. Ведь она инженер по эксплуатации турбинного цеха номер два, того самого, где четвертый блок и сама может понять происходящее. Правда, в настоящее время, декретном отпуске по уходу за ребенком.
После ужина, опять на работу.
Все как всегда. Остановка автобусов. Смена в сборе. Лица, правда, немного встревожены. Едем молча. Первая остановка ОРУ-750, напротив четвертого блока. Отчетливо, в темноте виден блок, его разрушения и зарево, исходящее от места, где располагается реактор. Картина завораживает. Смотрим молча. Вдруг, возглас. « Что стоим? Поехали». Это начальник смены электроцеха. На него зацыкали, но автобус поехал дальше.
Позже я узнал, что в этом месте был прострел примерно в тысячу Рентген. «Желтый лес», это за ним. Но об этом позже.
Прихожу на рабочее место. Встречает сменщик. Делится нерадостными новостями. Третий и четвертый блоки остановлены. Но четвертый понятно.
Наши два блока работают, все на пределе.
Нас затапливает. И третий блок остановлен по факту затопления. В машзал пребывает вода, предположительно из разорванных трубопроводов технической воды четвертого блока.
Стали известны некоторые данные по дозам в районах машин. Хуже всего район четвертой машины, ближе к первой терпимо. Если честно, то цифры ужасают. Цифра порядка 100 и более ренген в час кажутся фантастикой. Еще принимается к сведению сообщение, сказанное на ушко, о возможной эвакуации города. Ну как бы там не было, нужно работать. Принимаем смену.
Дальше идет обсуждение происшедшего прошлой ночью с коллегами по смене. Выяснились некоторые подробности. При аварии погибли два человека. Один из цеха наладки, его нашли и один оператор реакторного отделения, его не нашли. Пятую смену практически в полном составе поменяли еще ночью. И большинство состава смены, а также часть ребят из второй смены, отправили утром и днем в Киев и в Москву, по больницам. Большинство из них впоследствии умерли. Так же выяснилось, что по тревоге был поднят состав пожарной части г. Припяти. Они были направлен на крышу машзала, на тушение пожара, но мне было известно, что пожара, как токового, не было, просто светился раскаленный графит реактора и куски топлива, у ну-ка 700 градусов… . А они просто пытались сбросить все это с крыши. В общем, то герои. Но этот героизм стоил многим жизни.
От всего этого стало страшновато. Особенно беспокоила мысль о возможной эвакуации, информация о которой вскоре подтвердилась. Первый раз я позвонил ночью соседям, телефона у нас не было, и , пригласив к телефону жену, сообщил ей об эвакуации. Как потом рассказывала жена, услышав новость она, придя домой посмотрела на мирно спящих детей и, не зная, что делать. Просто налила в стакан водки и выпила. И это практически непьющий человек.
Но вернемся на станцию. Положение становилось все более угрожающим. Вода подбиралась к боксам, где находились приборы защиты турбин, а также, к закрытым распредустройствам, что грозило не только отключением турбин и реактора, но и оставление второго блока без собственных нужд. А реактор на мощности. Отключение главных циркуляционных насосов, при потере этих самих собственных нужд, грозило оставить реактор без охлаждения. Последствия могли быть самими непредсказуемыми. Не исключено повторение судьбы четвертого блока.
Нужно сказать, что при аварийных работах на блоке привлекался персонал обоих блоков, так как рук не хватало. Ситуацию осложняло еще и то, что не работала штатная вентиляция блоков. Если в мшзале еще это не так сказывалась, там большие площади и наличие сквозняков, то наверху, на деаэраторной этажерке, от разогретого оборудования, температура зашкаливала за сорок и дышать, а тем более работать, было трудно.
Получили команду вести второй блок на останов.
В разгар работ по останову получаем то, чего больше всего боялись. АЗ-5 (аварийная защита пятого уровня). То есть, полное заглушение реактора с остановом главных циркуляционных насосов. Так как, собственные нужды мы потеряли, а запитаться от сети мы не могли. Приплыли. Включились дизеля, от них, запитали самое необходимое. Ну, вроде держимся. Тяжело, но хоть как-то. В машзале грохочут гидроудары в трубопроводах. Грохочет и трясется деаэраторная этажерка, находящаяся над блочным щитом, ходуном ходит пол на блочном, но это привычно. Главное, реактор перешел на естественную циркуляцию. Но это состояние, первой успокоенности, продолжилось недолго.
Первые тревожные ласточки прилетели оттуда, откуда мы их совсем не ждали. Начали отключаться дизеля. Перегрев масла, забиты холодильники. Пока есть резерв, срочно организуем доставку на станцию ремонтной бригады.
Людей не хватает. Приходится изворачиваться и посылать лишь туда, где без них просто невозможно. Тем более, что со старшим мы решили людей держать в боксах, там оказалось самое безопасное место под защитой бетонных стен. Но видно не судьба. Аварийно останавливается первый, последний из работающих, блоков. Вот это уже полный абзац. Сегодня в памяти сохранились отдельные эпизоды, обрывки разговоров, почти сплошной мат, и слова: - А где я возьму вам людей?! Если бы я мог рожать готовых машинистов и обходчиков, я бы, не задумываясь, их родил. Но. Все мы люди. Даже в этом аду, а это был ад по-настоящему, люди теряли сознание от жары, уворачивались от гремящих и раскачивающихся трубопроводов, но делали свою работу. Это все без прикрас и выдумки, даже скорей многое сглажено и стерлось из памяти.
Так вот, как только появлялась свободная минутка, люди звонили и спрашивали, что делать, эвакуироваться мне вместе с семьей или нет. Что я мог ответить? Ну, говорил, что поступай по совести, ты ведь не женщина и не ребенок, сам для себя должен решить. Да и на самом деле ответа я не знал, да и не мог знать. В общем, худо-бедно, но технику мы победили.
И утром, еле волоча ноги, побрели к автобусам. Ехали в город по другому маршруту, то есть, объезжали станцию с тыльной стороны. Отсюда вид четвертого блока выглядел еще более удручающе. Обломки стен, металлоконструкций и баллонов, горой лежали у реактора. Да, нет слов… .
Эвакуация.
Ну, хоть в чем-то мне повезло. Это была последняя, по графику ночь и предстоял отсыпной день и два выходных. Правда, эвакуация. Я решил смотаться на вокзал и поинтересоваться наличием билетов на единственный поезд Хмельницкий-Москва, проходящий через станцию Янов, что примыкала к Припяти. На удивление, поезд ходил и билеты были. Купив билеты на всю семью до Конотопа, а там пересадка на поезд из Киева до Харькова, где жили родители жены, я поспешил домой. Расчет был прост. Вечером на поезд, ночью пересадка и утром в Харькове. Два дня, ну почти два в Харькове. Вечером на поезд до Чернигова из Харькова, а там ранним утром на дизельпоезд Чернигов-Янов и я в Припяти. Успеваю на смену, которая начинается с 16 часов. Маршрут отработан и опробован не раз, сбоев не давал. Но, не в этот раз. Но об этом дальше.
Дома пытаюсь отдохнуть, жена занялась сбором необходимых вещей. Дети играют в квартире. На улицу решили не пускать. Ближе к середине дня, часов в двенадцать, пришел коллега и объявил, что в два часа будет эвакуация города, нужно взять паспорта и самые необходимые вещи. На вопрос о персонале, эвакуироваться ли ему, ответа не было.
Вот и наступили эти два часа.
Под подъезды домов подогнали икарусы-гармошки и женщины, с детьми спокойно, даже, как то буднично, стали в них рассаживаться. Уезжали ведь, не надолго, может максимум на несколько недель, так сказали, что волноваться. Были и мужчины, но их было не много. Город пустел на глазах. Было очень грустно наблюдать это из окна.
Вечером уехали и мы. В последний раз пройдя всей семьей, по практически пусты улицам города. Мужчина с женщиной, один чемодан, два ребенка, один из них в детской коляске. Благополучно добрались до Харькова.
user posted image
Как молоды мы были.

Сообщение отредактировано pavel_ll: Jan 24 2010, 20:12


--------------------
...Только в России жопа это не часть тела, а- событие...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

pavel_ll
post Jan 24 2010, 20:02
Создана #27


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 16,160
Зарегистрирован: 11-December 09
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 13,744
Почётный посетитель

Пол: мужской

Репутация: 851 кг
-----XXXXX


Возвращение.
Я немного, отдохнул, и, вечером, 29 апреля выехал из Харькова в Чернигов на поезде. Около пяти утра прибыл в Чернигов. До станции Янов от Чернигова 70 киллометров, поезд отправляется в шесть , и в девять я буду в Припяти. Поезд подали, но объявили, что он идет до станции, расположенной, по середине пути между Черниговым и Припятью. Хорошо, что хоть Днепр пересекает.
По пути с Чернигова до Припяти поезд пересекает две реки, Днепр и Припять, и дважды границу Украины и Белоруссии. Станция, куда прибывал поезд, находилась на территории Белоруссии. Но тогда границы были условной чертой на карте.
Поезд поразил отсутствием пассажиров. В вагоне нас было двое. Я и молодой парень, едущий, как и я в Припять. Решили прорываться вдвоем. План был прост. До конечной станции, там, на автобусе, или на попутках в объезд Припяти, до паромной переправы через реку Припять и, с тыла, в г. Припять. Перед дорожкой решили подкрепиться. У меня были сосиски, две бутылки сухого красного вина и 0,33 Рижского бальзама купленного по случаю в Харькове. Одну бутылку мы успешно разбили, одну выпили, закусили сосисками и в путь. Поймали попутный грузовик и в кузове поехали. Было по - летнему тепло. По дороге по глотку, по глотку прикончили и бальзам.
Добрались до паромной переправы, тут облом, перерыв. Паромщика ни. где нет, пусто, но на берегу пришвартована плоскодонка с движком. Она не привязана. Время поджимает, в общем, думали мы не долго. Прихватив весла сели в лодку, начали заводить мотор. Завелся, но, не долго почихав, заглох и больше не заводился. Но плевать, весла есть, и мы успешно причаливаем на другом берегу. Писать письма благодарности некогда, стараясь, не попасться на глаза местным жителям быстро ретируемся. Ловим самосвал ЗИЛ и через некоторое время доезжаем до ПМК (передвижная механизированная колонна). До Припяти подать рукой. Ноги в руки и я уже на окраине города. Высоко светит солнце, тепло, даже жарко, очень уж пустынно. Девятиэтажные дома совсем пустые, людей нет, где то в квартире жутко воет пес. Мурашки по телу. В, общем прибегаю к своему подъезду и не верю своим глазам, у каждого подъезда стоят милиционеры, да не рядовые, а в чине полковника, подполковника. Вот это да. Полковник, стоящий у моего подъезда, задает стандартные вопросы, кто, куда. Говорю домой, показываю паспорт, с пропиской, был с собой. Получив добро, забегаю в подъезд, затем в квартиру. Бросаю кулек, выпиваю сырое яйцо, от запаха, слабая защита, но все же. Бегом на остановку автобуса, вроде бы успеваю на второй рейс.
На остановке застаю странную картину. Стоят несколько человек, некоторые с чемоданами. Среди них есть знакомые. Спрашиваю об автобусе, ответ шокирует не понятностью. А тебе куда, в лагерь или на станцию? Какой лагерь? Но размышлять не когда. Лихо подъезжает видавший виды Москвич-412, за рулем зам. начальника радиационного цеха, мой знакомый. Предлагает подвести до станции.
Едем на приличной скорости. Доехав до АБК (административно бытовой корпус), знакомый смотрит на прибор в машине и объявляет полтора ренгена. На расспросы времени нет. До пересменки 15 минут. А нужно забежать в медпункт и переодеться. Захожу в медпункт, стараясь дышать через раз. Боюсь выхлопа. За столом не знакомый парень в медицинском халате. Удивленно смотрит на меня. Тебе что? Ну, я на смену, пройти контроль. Удивление на лице еще больше. Объясняю, отметьте в журнале. Пишет по подсказке на клочке бумаги фамилию и должность. Ну да ладно, формальности пройдены, переодеваться. В холе первого этажа сталкиваюсь с директором. Ты почему в гражданке? Да только приехал, еще не переоделся. Ну, беги. Твои на третьем этаже, в комнате инженеров. Переодевшись и, одев лепесток, иду на третий этаж. По коридору прохаживается наш «дядюшка Хо». О, и ты здесь, а мы думали ты уехал. Да я и уезжал, отвозил семью, у меня ведь были выходные, оправдываюсь. Ну, иди в комнату принимай смену, скажи, что ты начальник, а то я поставил начальника со второй очереди. Захожу в комнату инженеров, там человек шесть-семь . И это две смены? Разбираться не когда. Сажусь за стол, стараясь меньше распространять амбре, читаю журнал.
С грохотом распахивается дверь, в проеме старший машинист сдающей смены. В руках ящик чешского пива. Вот это сюрприз! Принимающим, от сдающих, громко и радостно, восклицает он. Где взял? Да в штабе, в бомбоубежище, там полно ящиков. Открываю бутылку, сделав глоток, перевожу дыхание. Вот теперь можно и поговорить. Начинаю выяснять все непонятки. Оказалось, что за время моего отсутствия весь, оставшийся персонал, перевезли в наш станционный пионерлагерь «Иловница», это за двадцать километров от станции. Что в зоне дежурят лишь операторы, наше рабочее место здесь, ну а штаб с руководством и с оперативным руководителем в бомбоубежище. Ну, хоть что-то стало понятно. Как обстановка на станции? На блоках, вроде, ничего. В машзале сильно фонит, но еще хуже на световом дворе (территория, прилегающая к станции). Так что держись от окна подальше, прострелы.
Потом эта привычка у меня сохранялась долго. Как то, чисто интуитивно, стремился сесть где- ни будь в уголке, подальше от окна. Сейчас прошло. Так началась моя первая послеаварийная смена.

Сообщение отредактировано pavel_ll: Jan 25 2010, 08:08


--------------------
...Только в России жопа это не часть тела, а- событие...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

vakuum
post Jan 24 2010, 20:06
Создана #28


Постоянный
****

Группа: Забанены
Сообщений: 317
Зарегистрирован: 6-September 07
Пользователь №: 2,605


Металлоискатель: explorer 2

Репутация: 23 кг
-----XX---


На Митинском кладбище (Москва) хоронили ликвидаторов, недалеко от входа.
Из-за повышеного радиоактивного фона , погибших перезахоранили в братской могиле, сделав защитный саркофаг.
Поставили памятник, перечислив всех поименно.


--------------------
Жадность- рождает бедность!
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Дайм
post Jan 24 2010, 20:37
Создана #29


Профи
******

Группа: Забанены
Сообщений: 33,291
Зарегистрирован: 25-June 08
Пользователь №: 5,019
Почётный посетительЗа заслуги

Пол: мужской

Репутация: 1460 кг
-----XXXXX


На переднем плане не автор ли?


--------------------
Жизнь лучший учитель. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

pavel_ll
post Jan 24 2010, 21:09
Создана #30


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 16,160
Зарегистрирован: 11-December 09
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 13,744
Почётный посетитель

Пол: мужской

Репутация: 851 кг
-----XXXXX


QUOTE(Дайм @ Jan 24 2010, 20:48)
На переднем плане не автор ли?

Да, Дайм, это именно я. К сожелению, это единственная фотография того времени. Цифромыльниц, тогда еще не было. Вот, одину из первых фотомыльниц, смог пронести наш товарищ на станцию. Съемки, ведь были запрещены. Попадись он начальнику режима ... . Ну, в общем, не известно, чем бы это закончилось.


--------------------
...Только в России жопа это не часть тела, а- событие...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

UNST
post Jan 24 2010, 22:46
Создана #31


Постоянный
****

Группа: Забанены
Сообщений: 262
Зарегистрирован: 1-May 07
Из: Москва
Пользователь №: 1,979


Металлоискатель: XP Deus
Пол: мужской

Репутация: 31 кг
-----XX---


pavel_ll,
продолжайте свой рассказ, пожалуйста, читал и будто присутствовал...
Я сейчас работаю в Атомэнергопроект, в атомной отрасли нынче полный бардак, такие ощущения - это касается возведения новых АЭС (быть может в части эксплуатации действующих всё обстоит лучше - не знаю). Уроки Чернобыля забываются...


--------------------
"...не удержать, не повернуть назад колесо времени..." (А.И. Куприн)
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Дайм
post Jan 24 2010, 23:14
Создана #32


Профи
******

Группа: Забанены
Сообщений: 33,291
Зарегистрирован: 25-June 08
Пользователь №: 5,019
Почётный посетительЗа заслуги

Пол: мужской

Репутация: 1460 кг
-----XXXXX


Павел, а все-таки- причина? Не в смысле трубопроводов, а проще так, рукой покажите smile.gif Или я невнимательно читал?
Человеческий фактор, стечение обстоятельств или сбой техники/автоматики?


--------------------
Жизнь лучший учитель. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

pavel_ll
post Jan 24 2010, 23:20
Создана #33


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 16,160
Зарегистрирован: 11-December 09
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 13,744
Почётный посетитель

Пол: мужской

Репутация: 851 кг
-----XXXXX


QUOTE(Дайм @ Jan 24 2010, 23:25)
Павел, а все-таки- причина? Не в смысле трубопроводов, а проще так, рукой покажите smile.gif Или я невнимательно читал?
Человеческий фактор, стечение обстоятельств или сбой техники/автоматики?

Первая мысль о причине аварии была одна. Не персонал, не техника.
СИСТЕМА!
А, в дальнейшем, эта мысль, только подтверждалась.


--------------------
...Только в России жопа это не часть тела, а- событие...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

UNST
post Jan 24 2010, 23:53
Создана #34


Постоянный
****

Группа: Забанены
Сообщений: 262
Зарегистрирован: 1-May 07
Из: Москва
Пользователь №: 1,979


Металлоискатель: XP Deus
Пол: мужской

Репутация: 31 кг
-----XX---


Есть понятия непосредственная причина - это например коррозия, неплотность, износ и т.д. или коренная причина - это уже недостатки квалификации, документации на ремонт или монтаж, брак изготовления и т.д. Определение этих причин - работа комиссий и специалистов соотв., воздержусь от дилетантских суждений применительно к ЧАЭС (хоть и работаю в отрасли).
Как мне кажется, главная и единственная основная причина - этого не могло не произойти на потенциально опасном объекте рано или поздно где-либо, атомная энергетика не так давно появилась и всесторонне не изучена, изучение её неизбежно на таких вот трагедиях, раз уж человечество ввязалось в эти игры с получением энергии при делении ядер.
И в освоении космоса например не обходилось без трагедий, и в авиации и т.д, практически на любом производстве. Так или иначе это все человеческий фактор.

Сообщение отредактировано UNST: Jan 25 2010, 20:45


--------------------
"...не удержать, не повернуть назад колесо времени..." (А.И. Куприн)
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

pavel_ll
post Jan 25 2010, 00:06
Создана #35


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 16,160
Зарегистрирован: 11-December 09
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 13,744
Почётный посетитель

Пол: мужской

Репутация: 851 кг
-----XXXXX


QUOTE(UNST @ Jan 25 2010, 00:04)
Есть понятия непосредственная причина - это например коррозия, неплотность, износ и т.д. или коренная причина - это уже недостатки квалификации, документации на ремонт или монтаж, брак изготовления и т.д. Определение этих причин - работа комиссий и специалистов соотв., воздержусь от делитантских суждений применительно к ЧАЭС (хоть и работаю в отрасли).
Как мне кажется, главная и единственная основная причина - этого не могло не произойти на потенциально опасном объекте рано или поздно где-либо, атомная энергетика не так давно появилась и всесторонне не изучена, изучение её неизбежно на таких вот трагедиях, раз уж человечество ввязалось в эти игры с получением энергии при делении ядер.
И в освоении космоса например не обходилось без трагедий, и в авиации и т.д, практически на любом производстве. Так или иначе это все человеческий фактор.

Из всего сказанного, могу подчернуть. ЭТОГО НЕ МГЛО, НЕ ПРОИЗОЙТИ. И не по тому, что атомная энергетика не так давно появилась. Просто если, бы до рядовых исполнителей, какими являлись работники АЭС, доводились те нормы и правила, которые уже были разработаны и известны. А особенно для реакторов данного типа, скорее всего, аварии бы НЕ БЫЛО. Но они стали известны только после аварии.

Сообщение отредактировано pavel_ll: Jan 25 2010, 00:24


--------------------
...Только в России жопа это не часть тела, а- событие...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Engineer
post Jan 25 2010, 13:09
Создана #36


Старожил
*****

Группа: Забанены
Сообщений: 859
Зарегистрирован: 15-November 09
Пользователь №: 13,179



Репутация: 30 кг
-----XX---


Со слов работника АЭС: при испытаниях на 4 блоке ЧАЭС, описанных выше, реактор вывели на некий режим, при котором он начал саморазгоняться. О том,что данный тип реактора при данном режиме начнет разгоняться ни кто просто не знал.
PS Я в этом дилетант и далек от атомных дел, сильно не пинайте.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

pavel_ll
post Jan 27 2010, 09:53
Создана #37


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 16,160
Зарегистрирован: 11-December 09
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 13,744
Почётный посетитель

Пол: мужской

Репутация: 851 кг
-----XXXXX


QUOTE(Engineer @ Jan 25 2010, 13:20)
Со слов работника АЭС: при испытаниях на 4 блоке ЧАЭС, описанных выше, реактор вывели на некий режим, при котором он начал саморазгоняться. О том,что данный тип реактора при данном режиме начнет разгоняться ни кто просто не знал.
PS Я в этом дилетант и далек от атомных дел, сильно не пинайте.

Знали. Дело в том, что реакторы данного типа имеют положителную реактивность. Я не физик, турбинист.Но, при увеличении в каналах реактора паровой фазы, при снижении давления, реактор начинает набирать мощность, саморазгонятся. При работе на мощность, это компесируется. А при малых нагрузках, запаса стержней для компесации, может не хватить. Вот, где то, так. На пальцах.


--------------------
...Только в России жопа это не часть тела, а- событие...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

pavel_ll
post Jan 28 2010, 16:38
Создана #38


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 16,160
Зарегистрирован: 11-December 09
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 13,744
Почётный посетитель

Пол: мужской

Репутация: 851 кг
-----XXXXX


Смена шла своим чередом. Работало кое- какое оборудование и периодически, кто ни будь из нас ходил на блоки осматривать оборудование. Потихоньку выяснялась дозобстановка. Плохо было на улице. Пару лучей радиации били напрямую с реактора с дозами примерно около тысячи ренген в час. Остальной фон давали топливо и графит, разбросанный по двору. На самой станции было, получше. В районе первого и второго блоков обстановка, даже в машзале была терпима, но за четвертой машиной, по мере приближения к четвертому блоку приборы начинали зашкаливать. Ну, а приборы то, армейские ДП-5, клюшка, с пределом измерения зоо ренген. Появились военные. Чины высокие, майоры-полковники. Вели себя поначалу браво. Запомнился один, который с бравадой говорил, да я сейчас пойду, разведаю обстановку. Что, вы мол сидите. Ну, иди. Вон там четвертый блок. Но, иди сам. Через несколько минут, вернулся бравый полковник, и со смущенной улыбкой признался, страшно. Молодец, хватило духу признаться. Потихоньку стала вырисовываться картина разрушений. И ничего радостного в этой картине не было. Но жизнь продолжалась.
После смены нас повезли в «Иловницу». Мы уже не переодевались. Моя цивильная одежда, осталась моем шкафчике. А жаль, курточка была ничего.
Пионерлагерь «Иловница».
Ну, в общем , обычный пионерский лагерь. Забор, ворота, корпуса, столовая, аллеи. Ничего не обычного. Это раньше. Теперь это место базирования оставшегося персонала ЧАЭС. На воротах охрана и дежурный дозиметрист. Проверка пропусков и даже по спискам. Меня внесли как вновь прибывшего и только по команде начальника цеха. Позже я понял, почему. Были составлены списки должностей, необходимых на первый период. Дядюшка Хо, и тут подсуетился, наш цех оказался самым многочисленным. Как говорится, война войной, а бюрократ работает.
Мы переоделись в другую форму, от зонной она отличалась только цветом. Была не белая. Покушали в столовой. Пошли устраиваться спать. Каждому цеху был предоставлен корпус. Обычные пионерские палаты на десять-двеннадцать человек. Койки в два ряда. Спали на свободных местах. Где нашел, там и спишь. Не раздеваясь, завалились и спать. Утром, позавтракав, пошел обследовать лагерь. Ничего не обычного. Только появился временный штаб по ликвидации аварии во главе с директором. Меня выловил начальник смены РБ и сказал, что необходимо написать маршрутный лист, это, где, когда и сколько времени я был в том или ином месте на блоке и на территории станции. Ну что же, напишу, потом. Хотя ничего хорошего от этого не ожидал. Пообедав стали собираться на смену. Да, на обед по талонам давали две бутылки пива. Средства передвижения изменились. У ворот нас поджидали БТРы. Одев лепестки, расположились в них. За несколько километров от станции остановились перекурить. Сама станция бала хорошо видна. Расположились под защитой брони, с удовольствием сняли маски и закурили. Было что то не реальное во всей этой картине. Вон там станция, об аварии свидетельствует только дымок над четвертым реактором. Погода стоит прекрасная, высоко светит солнце тепло. Но как то не привычно тихо. Да ведь не видно ни одной птицы. Небо словно вымерло. И этот запах. Сладковатый запах йода. Так пахнет радиация. Этот запах не перепутаешь ни с чем. И горло непривычно першит. Ну, это бэтта- частицы попали вместе с пылью в горло. Нужно, одевать маски, и ехать дальше.
Смена прошла буднично. Дежурство скрасили пару эпизодов. Оперативный дежурный, позвонив, дал указание осмотреть насосы технической воды. Они работали, и за ними нужен был контроль. Сами насосы располагались в здании береговой насосной станции на территории станции. У входа меня ждет БРДМ. Ну, ехать, так ехать. Вышел, нашел БРДМ. Молодой парень офицер узнав, куда ехать, а ворота территории были на замке, не долго думая, предложил их сломать, протаранив БРДМмом. Давай уж подождем охрану. Вышел охранник, открыл ворота. Съездили, осмотрел, доложил, вернулись. Слушай друг, спиртика не хочешь, предложил я, вопрос был риторическим. Короче, есть идея. Ставь своего бобика на сигнализацию, пошли. Мы пошли в медпункт. Дежурила, какая- то симпатичная молоденькая докторша. Можно было конечно пойти другим путем, но для этого нужно было идти на блок, к реакторщикам и там просить. Но это путь был короче, правда и шансов меньше. Разговорились, познакомились, объяснили ситуацию, что мы, мол, с важного задания, наловились гадости нужна профилактика. В общем, растопили женскую душу «орлы-герои». Получили свои сто грамм. Оставив бравого героя, на попечение докторши, вернулся на рабочее место. В общем, в подобном ключе протекала и следующая смена. Будни, блин. Начинаю привыкать. А что, жить можно.
Будни в лагере проходили буднично. Вечерами посиделки и разговоры о семьях, не все ведь вывезли свои семьи, большинство эвакуировались и где они находятся, многие не знали. Это беспокоило. Но все образуется. Иногда, кто ни будь доставал спирт или еще что. Однажды вернувшись со смены, застал дружную компанию, сидящую на балконе палаты. Увидев меня, они спросили, тройчатку будешь? А что, это? Тройной одеколон? Нет, это наше ноу хау, смесь спирта пива, ну и конечно одеколона. Ломаться я не стал. А, не плохо пошло.
Но самый интересный случай, с бидоном спирта. На станции имелись запасы спирта. Реакторщики применяли его для протирки ТВС ( тепловыделяющех сборок), короче стержней с топливом, был он и в других цехах. Зачем он нужен в турбинном цехе? Загадка. На бидон со спиртом был, хранился он на складе. Склад находился в помещении дизельной элекростанции, на территории станции. Ну а там высокий фон, на территории. Не знаю за какие посулы. Но была произведена дозиметрическая разведка. Разработан наиболее безопасный маршрут. Короче бидон был доставлен в лагерь. Прям герои. Состоялось заседание четырехугольника цеха, парторг, комсорг, профорг и начальник. Вынесено решение. Не хухры мухры, а РЕШЕНИЕ. С доведением до сведения всего персонала. По вечерам выдавать на палату по ОДНОЙ бутылки спирта. И, это то, на десять-двеннадцать мужиков. Решение, заслуживающее отдельного заседания четырехугольника. Ну, сказано сделано. Вечером выдали на каждую палату. Чем это закончилось? Правильно, все с утра дружно пили воду, от сушняка, а бидон был пуст. В общем, развлекались, как могли.
На блок ездил я не долго. Поймал все таки меня тот дозиметрист и сообщил, что по моемее маршрутному листу, насчитал дозу более 60 бэр, дальше считать не стал, ( предельная доза 5 бэр в год) и передал данные начальнику цеха, с рекомендациями о недопущении меня на работу в зоне. В общем, оставили меня в лагере на хозяйственные работы и на дежурство по штабу. Ну и на том спасибо.
Не заметно май подошел к концу и нам, в начале июня выдали первую после аварии зарплату. Да какую! Я получил почти три тысячи рублей. Машина, новые Жигули, стоила примерно четыре тысячи. А хороши оклад не превышал триста рублей. В общем, деньги по тем временам, очень большие. Выдали новыми сто рублевыми купюрами. Что тут началось. А началось вот, что. В коллективе, особенно, в небольшом, что то утаить трудно. Все на виду. Ну, узнали, что кто то, получил по пять-семь тысяч, а за что. Вроде бы находился в лагере, на блоки не ездил, и на тебе. Обидно. Оказалось все просто. Велся табель, где отмечались рабочие дни. Те, кто ездил в зону, рабочим считался день проведенный на станции, остальные как бы выходные. Ну, а те кто был в лагере, почти каждый день на работе. Вот так по накопившимся часам и рассчитывалась зарплата. Был применен единый коэффициент 5. Все умножалось на пять. Получи. Спорили, ругались. Но в конце концов, все наладилось. Издержки. Но прознав о «бешенных» зарплатах, началось половничество тех, кто покинул станцию, цех, друзей.
Может, кто подумает, что вся наша жизнь в тот период заключалась именно в работе. Конечно, нет. Все мы люди. Нас волновало и смерть наших знакомых и друзей в Московской больнице №6. И разлука с семьями, и другие бытовые мелочи.
Выбирались мы и на большую землю. Первый мой выезд, состоялся на праздник Победы, 9 мая 1986 года. Было это так. Накануне ко мне подошел коллега из второго турбинного цеха и предложил съездить в Припять. Соберем вещички, отвезем домашним. Ну а как? Да у меня в Припяти машина, на ней и поедем. Понимая, что наша эвакуации, не дело нескольких недель, мысль была заманчива. Обсудив подробности, отпросившись, мы вечером 8 числа отравились в Припять. Город был полностью вымершим. Странно выглядело это зрелище. Ни одного огонька, город предстал, какой- то унылой громадиной. Как то странно было представить, что мы тут жили, любили, веселились, работали. В общем, зрелище не для слабонервных. Как тогда, так и сейчас у меня наворачиваются слезы. Но это все лирика. Разбрелись по своим домам. Лифт не работал, но электричество было. Зайдя в квартиру, я присел от нахлынувших воспоминаний. Вот здесь детская, а вот и наша, с женой комната. Вроде бы и не так много прошло времени, а ощущение, другой, не реальной жизни. Простите, немного расслабился.
Собрав кое, какие вещи, необходимые, по моему понятию для зимы. Упаковав их в полиэтиленовый мешок, собрался идти на место встречи. Меня привлекло дикое мяуканье за дверью. Я думал кот, но открыв дверь, обнаружил маленького черно-белого котенка. Возможно, он был очень голоден. Он с надеждой смотрел на меня и дико мяукал. Сердце сжалось. Жалко, но чем я ног ему помочь? Еды у меня не было. Дать попить, но это можно. Взять в руки приласкать, не возможно. На руках защитные перчатки, ну а в шерсти, бедного котенка не известно что. Дал водицы и бегом с подъезда. Не слышать и не видеть.
Встретились с коллегой. Он забрал из гаража свою Волгу-3102, это что то типа мерса, по сегодняшним меркам. Поехали в сторону лагеря. Перед глазами стоял котенок. Ехали молча. Поставив машину в кустах, не далеко от лагеря. Пошли спать. Завтра, ранний подъем.
Встав рано утром. Мы с коллегой поехали домой. Ему в Донецк, ну а мне в Харьков. По дороге ничего примечательного. Разве, что дозиметрические посты. Перед Киевом их было два. Стояли молодые ребята, бодро размахивая клюшками. Опыта общения с ДП-5 у них, как я понял, не было. Ткнув клюшку под днище машины, они бодро давали добро. Ну, а нам, того и надо. Доехали до Киева. Миновали его. Повстречались люди, идущие на демонстрацию. Но нам по фиг. Да в дорогу мы переоделись. Роба была из цветного хлопка, но, поверх одели белые курточки рабочих костюмов. На ногах бахилы, это типа бот, резиновые подошвы черного цвета, верх, белый брезент. В общем, видуха. Проголодались. Остановились в понравившейся нас деревне. С права магазин, с лева не плохая полянка для отдыха. Зашли в магазин. Обычный сельский. Взяли, кое- что покушать. За занавеской я увидел батарею бутылок. Был разгар противоалкогольной компании, спиртное продавали только с 14 часов, а было часов 12. Спросил можно. Продавщица спросила, а вы от куда. Пришлось объяснить. Ну, разве что шампанское, последовал ответ. В общем бутылкой шампанского я был обеспечен. Перекусили, поехали дальше. В районе Полтавы очередной дозконтроль. Остановились. Парень сует клюшку под кузов. Замечаю, как стрелка ползет вверх. Первая мысль, приехали. Но парень, что то, судорожно переключает на приборе. Говорит добро. Лох! Поехали дальше.

Сообщение отредактировано pavel_ll: Jan 28 2010, 17:11


--------------------
...Только в России жопа это не часть тела, а- событие...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

kotov
post Jan 28 2010, 18:52
Создана #39


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 12,659
Зарегистрирован: 10-January 09
Из: М.о.
Пользователь №: 7,342


Пол: мужской

Репутация: 790 кг
-----XXXXX


Про упоминание о бидоне спирта в цехе у Павла 2 . До 1960-х в этой промышленности считалось , что спирт выводит радионуклиды ,на поизводстве я. элементов в те времена стояли питьевые бидоны со спиртом\не разведенным\ с прикованной цепью кружкой, чтоб не увели. Респираторы мимо, товар переносили на себе , в мешках. 13.gif


--------------------
Все находки в дело.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

pavel_ll
post Jan 28 2010, 19:00
Создана #40


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 16,160
Зарегистрирован: 11-December 09
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 13,744
Почётный посетитель

Пол: мужской

Репутация: 851 кг
-----XXXXX


QUOTE(kotov @ Jan 28 2010, 19:03)
Про упоминание о бидоне спирта в цехе у Павла 2 . До 1960-х в этой промышленности считалось , что спирт выводит радионуклиды ,на поизводстве я. элементов в те времена стояли питьевые бидоны со спиртом\не разведенным\ с прикованной цепью кружкой, чтоб не увели. Респираторы мимо, товар переносили на себе , в мешках. 13.gif

А кто спорит. Да, раньше при внеплановом, да и плановом, переоблучении. давали спирт. На атомных подлодках сухое красное вино. Да и врачи в частных беседах, на об этом говорили.

Сообщение отредактировано pavel_ll: Jan 28 2010, 19:12


--------------------
...Только в России жопа это не часть тела, а- событие...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
1 человек читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
0 пользователей:
 

Лицензия зарегистрирована на: reviewdetector.ru
При частичном или полном копировании информации гиперссылка на сайт Reviewdetector обязательна!
2005-2025 Reviewdetector LTD
Контакты
Упрощенная Версия · Рекламодателям Сейчас: 19th June 2025 - 09:24
Go to the top of the page
Рейтинг@Mail.ru