Здравствуйте, Гость ( Авторизация | Регистрация )


 
Reply to this topicStart new topicStart Poll
 Значок Алтайский партизан, Узнать историю значка

Абырвалг
post Jan 9 2013, 19:15
Создана #1


Старожил
*****

Группа: Посетители
Сообщений: 688
Зарегистрирован: 9-January 13
Пользователь №: 51,391


Металлоискатель: X-Terra 705
Пол: мужской

Репутация: 79 кг
-----XXXX-


Доброго всем здоровья! Помогите узнать историю этого значка.


--------------------
Уснул в Советском Союзе, проснулся х.. знает где!
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Ал Ник
post Jan 9 2013, 19:25
Создана #2


Профи
******

Группа: Забанены
Сообщений: 2,879
Зарегистрирован: 10-December 10
Из: 74
Пользователь №: 24,050


Пол: мужской

Репутация: 395 кг
-----XXXXX




--------------------
"Не понимающий вашего молчания, вероятно, не поймет и ваших слов". Эл. Гр. Хаббард
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Абырвалг
post Jan 9 2013, 20:23
Создана #3


Старожил
*****

Группа: Посетители
Сообщений: 688
Зарегистрирован: 9-January 13
Пользователь №: 51,391


Металлоискатель: X-Terra 705
Пол: мужской

Репутация: 79 кг
-----XXXX-


QUOTE(Ал Ник @ Jan 9 2013, 19:25)

Спасибо за инфу! Но 2 вопроса где это колхоз находился, я этот значок откопал непосредственно в Алтайском крае, и второй шпилька крепления довоенная.


--------------------
Уснул в Советском Союзе, проснулся х.. знает где!
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Ал Ник
post Jan 9 2013, 20:48
Создана #4


Профи
******

Группа: Забанены
Сообщений: 2,879
Зарегистрирован: 10-December 10
Из: 74
Пользователь №: 24,050


Пол: мужской

Репутация: 395 кг
-----XXXXX


QUOTE(Абырвалг @ Jan 9 2013, 23:23)
Спасибо за инфу! Но 2 вопроса где это колхоз находился, я этот значок откопал непосредственно в Алтайском крае, и второй шпилька крепления довоенная.

Вам,что все разжевать!?Переройте сеть,идите библиотеки,архивы.Ищите.
Наверное нужно что то и самому делать.Потом Вы спросите кто сколько сдал
денег на постройку.И кто при этом свечку держал. 14.gif


--------------------
"Не понимающий вашего молчания, вероятно, не поймет и ваших слов". Эл. Гр. Хаббард
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

кыштым
post Jan 9 2013, 21:02
Создана #5


Профи
******

Группа: Забанены
Сообщений: 1,809
Зарегистрирован: 29-November 10
Из: СТРАНА СИБИРЬ
Пользователь №: 23,752



Репутация: 147 кг
-----XXXXX


QUOTE(Ал Ник @ Jan 9 2013, 21:48)
Вам,что все разжевать!?Переройте сеть,идите библиотеки,архивы.Ищите.
Наверное нужно что то и самому делать.Потом Вы спросите кто сколько сдал
денег на постройку.И кто при этом свечку держал. 14.gif

По одной из версий, колхозники Старобардинского района Алтайского края, собрали деньги на самолет/эскадрилью в годы ВОВ.

Только получается,что знак этот довоенный. Это было что то типа добровольного взноса в ОСОАВИАХИМ. Видел довоенное фото мужчины, а теперь этот знак хранится у его сына.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Абырвалг
post Jan 9 2013, 21:07
Создана #6


Старожил
*****

Группа: Посетители
Сообщений: 688
Зарегистрирован: 9-January 13
Пользователь №: 51,391


Металлоискатель: X-Terra 705
Пол: мужской

Репутация: 79 кг
-----XXXX-


QUOTE(Ал Ник @ Jan 9 2013, 20:48)
Вам,что все разжевать!?Переройте сеть,идите библиотеки,архивы.Ищите.
Наверное нужно что то и самому делать.Потом Вы спросите кто сколько сдал
денег на постройку.И кто при этом свечку держал. 14.gif

Я не понял, что за раздражение. Я на месте не сидел. Год собираю инфу по этому значку, к науке обращался в АГУ на истфак. местным "знатокам" показывал эффект тот же.Полное разочарование чему они только студентов учат? sad.gif Завтра буду звонить в Красногорский район, хотя мне эта версия кажется тупиковой, но чем черт не шутит, если появится какая инфа выложу. Спасибо за совет! smile.gif smile.gif
Зы: что по поводу шпильки можете сказать


--------------------
Уснул в Советском Союзе, проснулся х.. знает где!
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Абырвалг
post Jan 9 2013, 21:12
Создана #7


Старожил
*****

Группа: Посетители
Сообщений: 688
Зарегистрирован: 9-January 13
Пользователь №: 51,391


Металлоискатель: X-Terra 705
Пол: мужской

Репутация: 79 кг
-----XXXX-


QUOTE(кыштым @ Jan 9 2013, 21:02)
По одной из версий, колхозники Старобардинского района Алтайского края, собрали деньги на самолет/эскадрилью в годы ВОВ.

Только получается,что знак этот довоенный. Это было что то типа добровольного взноса в ОСОАВИАХИМ.  Видел довоенное фото мужчины, а теперь этот  знак хранится у его сына.

Вот и я про тоже неувязка получается знак явно довоенный, а собирали в годы войны, А где видели фото если не секрет? Я имею ввиду местность?


--------------------
Уснул в Советском Союзе, проснулся х.. знает где!
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Saks
post Jan 9 2013, 21:54
Создана #8


Постоянный
****

Группа: Забанены
Сообщений: 319
Зарегистрирован: 15-December 10
Из: Калужская обл.
Пользователь №: 24,205



Репутация: 73 кг
-----XXXX-


Здесь есть про сбор средст на постройку самолётов ,которые наверняка носили название "Алтайский партизан" smile.gif

История села Усть-Иша и сел Уст-Ишинского сельского Совета
В 1834 году проходила восьмая народная перепись по Алтайской воло­сти. По этой переписи, в ревизских сказках (переписные листы с 204 по 218) значится, что в Усть-Ише проживает 47 мужчин и 47 женщин в 12 дво­рах. Из них: два двора Кречетовых, 8 дворов Поповых, Василий Иванович Еремеев и Марко Иванович Калачиков.
В селении Карагуж тоже было 12 дворов: два двора Карповых, 4 - Кайгородовых, Пуд Попугаев, Борис Бедарев, Степан Арыков, Ульян Ленкин и Алексей Майдуров.
На отдельных местах есть пометки умерших между седьмой и восьмой ревизиями. Это значит, что села Усть-Иша и Карагуж возникли раньше 1834 года.
По девятой ревизии в 1851 году в Усть-Ише проживало 105 душ, а в Карагуже - 122 души. До переселения в Ташту русских там долгое время жили кумандинцы Сарачаковы, Кухтояковы, Байдонаковы. Всего 13 дворов. Зайсаном был Сюзрюков, место его захоронения было известно местным жителям.
В обязанности жителей этих сел вводилось содержание в проезжем со­стоянии своих участков двух трактов. Один шел из Бийска в Улалу (Горно-Алтайск), другой - от Чергачака через Карагуж, Старобардинское, Кажу в с. Макарьевское.
На устройство трактов сгонялись жители всей волости, за каждой об­щиной закреплялась часть тракта, на которой должны были быть построе­ны мосты, заделаны ямки, скопаны крутяки. Дорожная повинность отнима­ла 12 дней в году.
С 1865 года началось массовое переселение на Алтай крестьян с Урала, Поволжья, центральных губерний России.
В 1880 году в Карагуже было уже 179 человек, в Усть-Ише 87 человек. Из Пермской губернии приехали: Богомяковы, Вяткины, Лихачевы, Кокови-ны, Умпелевы; из Тамбовской: Субботины, Васюнины, Дерябины, Жеряко-вы, Разгоняевы, Хвастуновы; из Пензенской: Гущины, Бузуевы, Киреевы; из Орловской: Фонякины, Ашихмины, Головины, Зямины, Селищевы; из Рязанской: Кожемякины, Дымовы; из Воронежской: Князевы, Сараевы.
Переселенцы вместе с новыми культурами ржи, пшеницы, овса, гороха, капусты, моркови, репы, лука, огурцов принесли приемы их возделывания.
Газета «Алтайская правда» за 1961 год писала о тех временах: «В 1811 году крестьяне деревни Карагуж обучали алтайцев из соседнего аула хлебо­пашеству. Для обработки земли пользовались сохой с железным сошником (железной рогаткой), впрягали лошадь с дугой, боронили деревянной боро­ной с деревянными зубьями, косили косой-горбушей, жали серпами, моло­тили цепами на земляном или ледяном току. Железо и железный инвентарь был дорогой: «по 40 алтын за сошник, по 20 алтын за косу».
Постройка жилищ производилась самими переселенцами. Лес приво­зили зимой или сплавляли весной по реке Ише. Рос он близко: в Таште был пихтач, сосняк рос на островах Катуни. В избах стены и потолки не штука­турились, а гладко строгались и мылись.
По утверждению старожилов, конопля росла в пойме реки Иши по кол­кам. Семена собирали на масло, а стебли рвали для волокна. Гречиха счита­лась сорняком, и с ней вели борьбу.
Весенние пары так зарастали, что посев озимой ржи вели с лошади, потом прогоняли по полосе скот или затаскивали волокушей, либо катком на лошади.
Позже в хозяйствах стали применяться косы-литовки. При косьбе хле­бов к ним приделывали грабельки. При молотьбе запрягали лошадь в каток (чурку с зубьями), который таскали по разостланным снопам. Зерно веяли лопатой, подбрасывая вверх. Для просушки строили овины. Хорошие ови­ны были у Наговициных, Бычковых.
Зерна стало больше, и для его размола в Усть-Ише на реке Ише в узком и каменистом русле братьями Поповыми Андреем Дементьевичем и Афана­сием Осиповичем была построена мельница. Жернова братья привезли из города Барнаула. На мельнице было 7 поставов, пять размалывали зерно на муку, один - толчило в 7 ступ - толок ячмень, и один постав крутил рулетку. Мельница обслуживала все окружающие села. «Ехать к Поповым» означало ехать в Усть-Ишу. Так у села возникло второе название - Поповичи.
В крестьянских хозяйствах широко распространились домашние промыс­лы. Изготавливались сохи, бороны, колеса, телеги, сани, мебель, деревян­ная, глиняная и берестяная посуда, выделывалась дубленая и сыромятная кожа, ткался холст и грубое сукно, шилась одежда и обувь, вырабатывалось масло, сыр, творог, вытапливалось сало, качался мед.
В 1844 году правительственным Указом предписывалось в Сибирской губернии разводить картофель. К этому времени начинают заниматься та­баководством, цены на табак высоки - 20 рублей за пуд.
Ранее поселившиеся русские жители придерживались старообрядчес­кой веры. Они неохотно принимали «мирских» и после их посещения мыли скобки дверей, если человек просил попить, то поили его из отдельной чаши. У кержаков было свое отдельное кладбище (у нынешнего хмельника). Неко­торые из них ездили к своим священникам в деревню Платове
Приехавшие же позже переселенцы не соблюдали старообрядческих порядков, поэтому курили, работали по религиозным праздникам.
Все общественные дела решались на сельских сходах. Местом их сбора обычно была усадьба старосты. В сходах участвовали только главы хозяйств, женщины и батраки на сходы не допускались. На сходах выбирали старосту, полевых, пожарных, поскотенных старост, назначали рассыльных из голыть­бы. Там же разбирались нарушители порядка. Так, сходом в с. Усть-Иша за неоднократное воровство было вынесено решение выселить за пределы села Рукалева Андрея, а Еремеева за воровство водили на смех по селу за телегой под бой в ведра и заслонки. За плохое содержание поскотины публичнс пороли Копылова Андрея. За неуплату подати в срок отбирали самовары, что было большим горем для семьи. А за непослушание родителям даже взрослых детей публично пороли на сходе.
Грамотность была очень низка. Учились одну-две зимы. В деревнях сви­репствовали болезни: тиф, оспа, скарлатина, корь. Каждое лето умирало очень много детей от желудочных заболеваний. Лекарями и колдунами, изгоняю­щими все болезни, были Сычевы и Дымовы. Народ верил в домовых, руса­лок, оборотней, «плохой глаз».
В 1884 году в деревне Усть-Иша было открыт приписанный к Маймин-скому приходу молитвенный дом Казанской иконы Божьей Матери, в селе Карагуж в 1889 году была открыта часовня, а в 1892 г. - церковь Покрова Пресвятой Богородицы. При церквях стали обучать детей грамоте.
В 1887 году была образована Покровская волость с центром в с. Кара­гуж. Начальником волости был назначен Пучковский.
Начало XX века связано с массовым использованием техники, развити­ем торговли. Рядом с самодельными появляются городские изделия. Покуп­ка железного плуга с коляской Ноговициным С.К. была событием для всей деревни, посмотреть на диковинку шли все жители села, а когда Кузнецовы пустили сепаратор, то многие крестьянки отказывались носить молоко, так как боялись змей, которые, по их мнению, шипели в нем. Со страхом смот­рели на жатку-самосброску, махавшую крыльями, на косилку и конные граб­ли. Приручать приходилось и людей, и лошадей. Появились веялки и сор­тировки (у Попова П.Е., Мадурова). Молотить хлеб стали лошадьми по кру­гу, появились молотилки с приводом (брызгалки) у Глебовых, Карповых. Чечумашевых. Молотилки с соломопрессом появились у Хвастуновых, Лен-киных. Шесть лошадей впрягали в сноповязку (у Пантелеевых, Кузнецовых, Поповых, Самоваровых).
Семьи Жидовых, Бычковых, Ленкиных, Хабаровых, используя привод; (круг), стали на лошадиной тяге делать крупорушки для обработки проса и гречихи. Широко развернулось коноплесеяние, семена стали перерабаты­вать на масло, стебли - на паклю и волокно.
Большое значение в развитии торговли стали играть ярмарки в Бийске. Улале, Сростках, в других селах, на которые крестьяне вывозили на прода­жу зерно, мясо, масло, продукты промыслов, кедровый орех, калину, ряби­ну, малину, смородину и другие ягоды.
Большую роль на селе стали играть ремесленники: кузнецы Дерябины Кыкманов, Вдовин, Гордополов, Казанцев; столяры-краснодеревшики Не-хорошев, Подъезжих, Ленкин, Щербаков; столяры-самопрялочники КирееГорнов. Шерсть для катки валенок обрабатывали на шерсточесальных ма­шинах у Кузьмина («Иван богатый») и Дымова И.И. Появились кустарные заводы по переработке кож в Карагуже, два завода в Таште. Овчинниками были Ситниковы в Карагуже. В большом спросе были пильщики продоль­ной пилой Бахтины и Бодровы. Крестьяне занимались перевозкой грузов. Так, Копыловы и Смирновы возили грузы до Ирбита и Томска.
В 1903 году рядом с церковью строится пятистенный дом для школы в с. Усть-Иша.
Русско-японская война не обошла стороной и усть-ишинцев. Среди многих воевавших на ней были Обляхов И.Д., Разгоняев А.И., Ленкин И.П., Черепанов И.С, Попов В.Е., Васюнин Е.М.
В 1904-1905 годах в селах организуются маслодельные артели. Во главе артелей избирались доверенные. Доверенным в селе Усть-Иша был избран Алпатов.
В 1905 году Карагужинская маслодельная артель покупает завод у Хаба­рова, а Усть-Ишинская - у Брызгина. В 1906 году Усть-Ишинская община покупает и ставит большой амбар (мангазею) для хранения запасного се­менного фонда, ее вахтером был назначен Клопов Михаил Ильич.
В 1908-1909 годах был проведен раздел земли по хозяйствам по 9 деся­тин.
В 1911 году в селе Карагуж была построена школа, в которой учитель­нице Лидии Афанасьевне Оксиненко было суждено отработать 25 лет.
В 1916 году в селах Усть-Ишинской округи возникают потребительские общества.
Об Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде в Бийском уезде стало известно 29 октября (по старому стилю). Подробности привезли с собой вернувшиеся с фронта солдаты: Горнов Степан Александрович, кото­рый участвовал в февральских событиях, в разгроме «дикой» дивизии, Ко-соротиков И. П., солдат-гвардеец Семеновского полка, был участником Ок­тябрьского восстания.
В январе 1918 года власть в Бийской волости перешла в руки Советов, а в июне власть захватили белочехи. Их большие и малые воинские части были расквартированы по населенным пунктам, в том числе и в Усть-Ише. Объявляется мобилизация в колчаковскую армию. Среди крестьян растет недовольство. Многие скрываются от службы, среди них П.К. Головин, Ф.Я. Вяткин, Г.С. Дымов, Г.Ф. Хватунов, Н.З. Язиков, М.С. Щербаков.
Колчаковские милиционеры ищут смутьянов. Прибегают к физическим мерам наказания. Так, в один из налетов публично пороли за уклонение от службы Хватунова А.Ф., Дерябина М.К., искали оружие у Кайгородова, Жда­нова А.И.
В 1918 году была создана артель (коммуна) «Муравейник». В коммуну вошло 8 семей. Это Шевцовы, братья Оксиненко, Похолюк, Андреев и дру­гие из Карагужа, Ташты и прилегающих поселков. Руководили артелью С.А. Шевцов и И.И. Оксиненко. Заведующая школой Оксиненко Л.А. отдала школьный участок под посев, который был проведен по всем правилам аг­ротехники.
В августе по доносу священника Быстрянина, почтового начальника Закрепского (из п. Беловский), члены артели были арестованы и отправле­ны в тюрьму. С.А. Шевцову удалось бежать и укрыться в п. Ивановка.
В том же 1918 году Карагужинская маслодельная артель сдает завод в аренду на три года иностранной швейцарской фирме братьев Штукке. Фир­ма переоборудует завод на сыроварение. В 1920 году завод был национали­зирован, управляющий Босс бежал за границу. В апреле-мае 1919 года фор­мируется отряд алтайской туземной дивизии под командованием Сатунина и Кайгородова. Особой жестокостью отличаются подразделение Зайцева (в заячьих шапках). Вот что сообщают они в одном из своих донесений:
«У гражданина с. Усть-Иша Головина сожжена избушка, бороны, хому­ты, отобрана лошадь, 2 коровы, телега, седло, валенки».
В июне проводится мобилизация лошадей. Полковник Батурлин прика­зывает свезти всех лошадей в с. Старая Барда, а когда усть-ишинцы привели не всех лошадей, полковник стал рвать старосту селян Музюкина за бороду и заставил привести недостающих лошадей. Проводится реквизиция телег, бричек, упряжи. У солдат, пришедших с мировой войны, отбирали шинели и другое воинское обмундирование.
Летом 1919 года колчаковцы одержали победу над отрядом красногвар­дейцев из города Бийска под горой Пикет у села Березовка. Несмотря на это, многие колчаковские солдаты все чаще и чаще переходят на сторону красных, среди них усть-ишинцы Дерябин И.Т., Козлов В.Т., Иванов М.П., Щербаков П.С, Дымов А.Е., Севелов. 14 декабря 1919 года отряд Сатунина угнал из Усть-Иши сотню подвод, которые не все вернулись через 2-3 месяца.
После отступления белых приверженцы советской власти приступили к организации отрядов самообороны. Они собрали у народа вооружение, учитывая охотничьи ружья. В кузницах куются пики, на шапки нашиваются красные ленты. Командиром отряда самообороны избирается Попов А. П., комиссаром - Князев П. Ф. Часть отряда выступила на Платово и Чергачак. Другая часть отряда из Чергачака двинулась на Каянчу (Алтайский район) и на Александровку. Не встретив сопротивления, отряд вернулся в с. Усть-Иша, где соединился с находившимися там отрядами из жителей сел Ужле-па и Озерок. Вскоре все они вошли в отряд Усольцева, где заместителем, а потом командиром был Косоротиков.
В 1920 году в селах образуются комячейки РКП(б). В Карагужинской было 16 человек, в Усть-Ишинской 4 человека, в Таштинской 9 человек.
16 мая состоялись выборы в сельские Советы. Недовольные новой вла­стью объединяются в банды. Тем более, что в алтайских горах вновь по­явился есаул Кайгородов.
В 1921 году для борьбы с бандитизмом формируются части особого на­значения (ЧОН). В ЧОН вошли: Дымов Г.С., Вяткин Ф.Я., Куксин А.Д., Жда­нов В.И., Моргачев Н.Д. и др. 16 января на партийных собраниях принима­ется решение об открытии библиотеки и избы-читальни в с. Ташта, откры­ваются избы-читальни в селах Усть-Иша, Карагуж.
Партийные организации Усть-Ишинского куста развернули работу по разъяснению населению решений X съезда РКП(б), сущности НЭПА (но­вой экономической политики). Всюду проводятся митинги и собрания.
В селе Карагуж образовалась коммуна «Пролетарий» из 12 дворов и ар­тель «Над нами солнце воссияет». Произвели общий посев, но скот держа­ли по дворам. Осенью 1921 года коммуна и артель из-за неурожая и других трудностей распались. А летом этого же года в Усть-Ишу из Бийска была завезена эпидемия холеры. Народ начал вымирать целыми семьями. Чтобы уберечься от болезней, большинство жителей сел выезжает в поле, прово­дится дезинфекция дегтем, сжигается мусор, ведется круглосуточное дым­ление. Умерших - 55 усть-ишинцев без гробов схоронили на другом клад­бище. Женщины с. Усть-Иша впрягались в плуг и пропахивали улицы, счи­тая, что это поможет в борьбе с эпидемией, а карагужинские женщины опа­хали все село, чтобы не пришла холера.
Ведется постоянная борьба с религией и ее служителями. Церковь за­крывается, в ней устраивается Народный дом, а в бывшем поповском доме размещается церковь.
С сентября по декабрь 1921 года проходит чистка в рядах партии. В ка­рагужинской партийной ячейке из 26 большевиков остается 22. На одного члена партии стало меньше в с. Ташта.
Разоренная гражданской войной страна не могла дать людям самого необходимого. В деревнях не было в продаже спичек, соли, керосина. У людей шатались зубы, соленую воду на сырзаводе выменивали на хлеб, ко­торого и так было очень мало, мясо без соли быстро портилось. За одну
лошадь давали воз соли, за пуд меда давали пуд соли. Лошади, коровы об­
гладывали углы амбаров и других построек.
Подряд прошедшие две тяжелые войны превратили в инвалидов мно­гих воинов, среди них были Лосев Степан, Кайгородов Константин, Щети­нин Евдоким, Куксин Василий, Князев Иван, Разгоняев Алексей и другие.
Деньги буквально с каждым днем катастрофически обесценивались. Так, Трофим Ходяков продал вечером коня за 16 миллионов рублей, а утром смог купить на них только жестяную печку-буржуйку, а Жданов купил шапку-ушан­ку за 10 миллионов рублей.
Положение дел усугублялось часто вспыхивающими болезнями сыпно­го тифа, брюшного тифа, скарлатины. В школе училось мало детей. Выпуск­ной третий класс оканчивало 2-3 человека.
Невзирая на все трудности, крестьяне гнали самогон, варили брагу. Все религиозные праздники, несмотря на гонения на церковь, справлялись пыш­но и заканчивались драками. В гулянках распевались старинные песни: «Ты не вейся, черный ворон», «В саду при долине громко пел соловей», «Скры­лось солнце за степью» и др.
Изобретательный народ вместо спичек обходился огнивом, вместо лам­пы - коптилкой на сале.
В 1922 году усть-ишинская ячейка РКП(б) приняла решение организо­вать сельхозкоммуну. На майминской грани у реки Катуни была отведена земля. Коммунары выехали в поселок и назвали его Долина Свободы.
Председателем коммуны избрали коммуниста Герасима Семеновича Дымова - солдата-фронтовика. В коммуну вошли: Куксины, Хомутовы, Вят-кины и др. Всего 9 дворов. В хозяйстве было 25 лошадей, 30 коров с молод­няком, 45 овец и 10 свиноматок. Коммуна купила маслобойку у Головиных в Усть-Ише. Питание было общее. В одной из изб была столовая, в другой -школа, где учительствовал Красильников Дмитрий Федорович.
В августе 1922 года прошли очередные выборы. Председателем Усть-Ишинского сельского Совета был избран бедняк Найденов Федор, секрета­рем - беспартийный середняк Селищев П. П. В селах были организованы комитеты крестьянской взаимопомощи. Их руководителями стали: в Усть-Ише - бедняк, инвалид войны Щетинин Е. В., в Карагуже - Пилюгин Анд­рей.
При мобилизации крестьян на кубы (лесозаготовки) Иван Лосев нанес смертельную рану ножом в шею секретарю волпарткома Покровской волос­ти Алтухову Василию Федоровичу, которого похоронили на площади в с. Карагуж.
В 1922 году возникают первые комсомольские ячейки в селах Карагуж, Долина Свободы.
Комсомольцы сплачивают молодежь для занятий в художественной са­модеятельности, ликвидации безграмотности, активной борьбы с религией.
В 1923 году на общих собраниях граждан Усть-Иши, Карагужа, Ташты решаются вопросы об открытии семенного банка, о развитии народной ко­операции, о принятии школ на свое содержание, о выделении средств на газеты и журналы, о проведении самообложения; избираются уполномо­ченные в единое потребительское общество (ЕПО).
В апреле на волостном съезде Советов принято решение об открытии школ во всех селах, об улучшении работы изб-читален, о состоянии кресть­янских комитетов взаимопомощи. Число выпускников Усть-Ишинской на­чальной школы достигает пяти человек.
В 1924 году в Усть-Ише в день похорон В. И. Ленина ударили в большой церковный колокол, провели неделю труда, стали регулярно проводить парт-дни, регулярной стала политучеба.
В том же году на Алтае проведено новое районирование. Вместо воло­стей образованы районы. К Сростинскому району отходит Усть-Иша, к Старо-Бардинскому - Карагуж и Ташта.
В сельхозкоммуне села Долина Свободы вводится многопольная систе­ма севооборота, но сильный град уничтожает все посевы. Коммунары оста­ются без семенного фонда, нет зерна для пропитания. В Усть-Ише свиреп­ствует сифилис, и коммунисты просят вышестоящую парторганизацию по своим каналам оказать помощь в лечении больных.
В 1925 году в коммуне «Долина Свободы» из 35 десятин посева в на­воднение водами Катуни размыто 20 десятин. Из-за чесотки все лошади пали. Осенью коммуны не стало.
В этом же году приступили к организации пионерских отрядов. Первых пионеров в Карагуже было 10 человек. В школе 2 учителя обучали 101 уче­ника в 3-х группах. В избе-читальне к услугам населения имелись свежие газеты, 300 экземпляров книг.
Состоявшийся в Барнауле съезд баптистов решил организовать свои коммуны. Одной из них был отведен участок земли в угодьях Карагужа. Коммуну назвали «Алеф Вегетарианский» (в народе «святая» коммуна). Ко-мунары («братья») жили в землянках, нерабочим днем считалась суббота (отсюда их еще звали «субботниками»). «Братья» одевались бедно, были истощены, ели только растительную пищу, не убивали животных, даже на­секомых. Их руководитель Чусов, выезжая в с. Старая Барда, тайком для своих личных нужд закупал мясные продукты. Узнав об этом, «братья» стали силь­но возмущаться, испуганный готовящейся расправой Чусов бежал. «Братья» не стали соблюдать устав. В 1928 году один из них реорганизовал «комму­ну» в артель, но вскоре из-за экономических трудностей она распалась, чле­ны артели переехали в другие села.
В 1926 году часть жителей Усть-Иши выехала во вновь образованный поселок Верх-Иша, который находился между Усть-Ишой и Карагужем, часть жителей переехала в пос. Долина Свободы. Летом на реке Ише, повыше «ко­сого брода», Владимир Сушков строит мельницу с водоподливным колесом.
В этом же году часть жителей села под руководством Чупрова выехала на реку Талая под «Клепикову сопку» и там организовала садоводческое товарищество из 40 дворов, весной 1927 года они заложили сад.
Во всех селах проводится запись в члены ОСОАВИАХИМа, собирают­ся средства на строительство самолетов. В селе Усть-Иша строители Бузуев П.М., Саяпин В.В., Дерябин Ф.Т. разбирают старую церковь и начинают строительство из этого материала школы.
К 1928 году в селах окрепли партийные ячейки, крепнут комсомольские ячейки, секретарями в них работали в Усть-Ише - Пошин, в Карагуже -Смолкин. Крестьяне ищут новые формы организации сельскохозяйственного тру­да. Так, в п. Долина Свободы был организован ТОЗ (товарищество по обра­ботке земли). Оно взяло кредит и приобрело на него молотилку, сортировку и другой инвентарь. Председателем артели избрали Дымова Е.Д. Активным организатором артели был Корольков Л.Д., которого за глаза называли «смерть единоличникам».
Активно идет реконструкция Чуйского тракта. Крестьяне возят на по­лотно дороги землю на тачках и телегах. На строительстве работают жители всей округи.
В переделанных под Народные дома церквях начинают показывать не­мые кинофильмы, их также показывают в школах, складах, амбарах.
В марте 1929 года председателем Карагужинского сельского Совета из­бирается Вдовина Евдокия Яковлевна, это была первая в районе женщина-председатель. Позже она принимает участие в работе Ш-го съезда Бийского округа, где была избрана членом Бийского окрисполкома. В том же году ТОЗ в с. Долина Свободы преобразуется в сельскохозяйственную артель, в де­кабре организуются сельхозартели «Верный путь», «Путь к социализму». «Красный пахарь», «Путь Ленина», «Красное Знамя», им. Энгельса в Усть-Ише, три колхоза в Карагуже и 4 в Таште. Бурный рост колхозного движения шел в январе-феврале 1930 года. Не всегда это проходило мирно. Так, в п. Пролетарский на собрании крестьяне требовали роспуска с/х артели. Вс время бурных дебатов больной эпилепсией Шпилев упал в обморок, начал­ся припадок. Его сестра закричала: «Убили!» Известие распространилось с быстротой молнии. Взбунтовалась вся деревня. Руководители артели Баш-катов, Селищев, Жданов и уполномоченный окружкома Галин бежали сна­чала в Карагуж, но и здесь уже народ бунтовал. Тогда они бежали в Усть-Ишу, где собрался весь актив, готовясь к отпору. Из Старой Барды прибыла милиция, позже - из Ойрот-Туры (г. Горно-Алтайск). Организаторы беспо­рядка Е. Арыков, В. Рябухин были арестованы. Недовольные успокоились. Колхозы начинают заниматься табаководством, увеличиваются посевы льна.
Для его переработки покупаются льномялки и льновеялки. Колхозы, забо­тясь о подрастающем поколении и о своих колхозниках, строят детские сады и ясли, проходит телефонизация сельских Советов и почтовых агентств.
В 1932 году организуется совхоз «Предгорный» с центральной усадьбой в с. Карагуж.
В январе в Усть-Ишу приезжает член ЦК ВКП(б) Е.М. Ярославский и проводит совещание по вопросам хлебозаготовок и завершению коллекти­визации. Разворачивается широкое строительство скотных дворов, на поле­вых бригадах строятся культстаны. Впервые начинается закладка на корм скоту силоса из естественных трав.
После выхода закона «Об охране социалистической собственности» при­нимались крайние меры: за один литр молока, за одно ведро картофеля, украденные из колхоза, давали от 5 до 10 лет лишения свободы.
В 1932 году открывается медпункт в с. Усть-Иша. Первым фельдшером становится А.В. Гайдук; в октябре открывается 5-й класс колхозной школы молодежи (зав. школой - Савич Л.К.). Проводится новое районирование, и Усть-Иша передается в Старо-Бардинский район.
В январе 1933 года проходит очередная партийная чистка. Число ком­мунистов уменьшается. Много шума наделал проходивший в феврале I Всесоюзный съезд колхозников-ударников под лозунгом «Сделаем все кол­хозы большевистскими, а колхозников - зажиточными». Этот год был памя­тен тем, что колхоз «Заветы Ильича» приобретает в с. Сетовка трактор «Фордзон». Первым трактористом стал Щелупанов Ф.Н. Памятен этот год и мас­совой болезнью лошадей, которую в народе окрестили «шатун» (менингит), и ранней зимой, взявшей под снег хлеб и картофель. Голодной весной 1934 года употребление в пищу прозимовавшего под снегом зерна привело к мас­совым смертям и отравлениям, положение усугубилось и ящуром крупного рогатого скота в колхозах. Вместе с тем в 1934 году была отменена карточ­ная система на хлеб.
С 1936 года в школах, в противовес рождественским, устраиваются но­вогодние елки со скромными подарками: самодельными медовыми пряни­ками и белыми булочками. В Усть-Ише в том же году открывается хлебопе­карня. Отмечаются советские праздники: 1 Мая, 8 Марта, 7 Ноября, «День урожая» (отпашка). Колхозники села принимают участие в подписке госу­дарственного займа. Часто сумма подписки равнялась 3-4-месячному зара­ботку.
Пленум ЦК ВКП(б) выдвигает лозунг о том, что по мере укрепления по­зиций социализма классовая борьба будет еще более обостряться. Он привел к массовым репрессиям. В Усть-Ише были арестованы как враги народа Жи­дов А.Р., Саяпин В.В., Васюнин И.П., глухой пастух Мозгунов А., Дымов А.Е.
В 1937 году колхоз «Ударник полей» приобрел автомашину, а в 1936 году образован Новосуртайский сельский Совет. В марте 1938 года образуется Усть-Ишинская МТС, которая обслуживает колхозы Усть-Ишинского, Кара-гужинского, Тайнинского, Таштинского, Старо-Бардинского, Еродинского сельских Советов. Перед посевом организуется 13 отрядов, в которых на­считывалось 27 тракторов. Они были укомплектованы 59-ю тракториста­ми, в том числе 7 женщинами, из которых был создан особый женский от­ряд. Строительство МТМ закончилось в 1939 году.
В июле-августе 1938 года обострилось положение на дальневосточной границе. В военных действиях против японцев принимали участие Гуляев Г.И., Шпилев, Федюхин, Беляев Т.Ф., Кашин Г.И.
За высокий сбор хмеля звеньевой хмелеводов Е.Д. Лихачев вместе с передовым пчеловодом Курносовым был посланы в Москву на ВСХВ.
В 1939 году в боях на Халхин-Голе участвовали усть-ишинские красно­армейцы: Бузуев Г.В., Иванов А.П., Долгов А.Г., Лобанов, Ходяков.
В том же году в бывшем доме Обляховых открылась Усть-Ишинская уча­стковая больница на 15 коек. В МТМ устанавливаются 1 сверлильный и 3 токарных станка.
В войне с Финляндией участвовали усть-ишинцы Саяпин П.В., Обляхов И.И., Гущин П.Д., братья Ипатовы. Погибли учитель Горовых В.Д., кол­хозник Попов СМ.
22 июня 1941 года в Усть-Ише и прилегающих к ней селах прошли ми­тинги, осуждающие фашистскую агрессию. На митингах выступали: Дмит­риев Г.Ф., Бекетов М.И., Афанасьев Ф.С., Шамайтес И.А. и др.
Мужчины уходят на фронт, на их место становятся женщины. В МТС создаются краткосрочные курсы по подготовке механизаторов, бригадиров и учетчиков.
Население собирает и отправляет на фронт теплые вещи. Собираются деньги на строительство самолетов и танков для Красной Армии. В органи­зациях ОСОАВИАХИМа изучается военное дело: готовятся значкисты ПВХО, сандружинницы, проходят занятия по противовоздушной и противохими­ческой обороне, воспитываются бдительность и военный порядок.
Осенью 1941 года в села прибывают немцы из Саратовской области и сразу включаются в работу. Прибывают эвакуированные из Ленинграда, Прибалтики, других областей Запада. Выращенный урожай не был полнос­тью обмолочен осенью, кормов заготовили мало, ремонт техники не прово­дился. Зимой начался падеж общественного скота. Чтобы его накормить, люди брали солому с крыш на общественных и личных хозяйственных по­стройках.
Весенний сев 1942 года был завершен за 30 дней. Увеличены посевы
проса и гречихи. В огородах стали сеять кукурузу. Все силы были брошены на заготовку кормов и уборку урожая. Помогая старшим, дети собирают ко­лоски. Для тружеников, занятых на полевых работах, колхозы организуют общественное питание, варят затеруху, иногда кашу, дают хлеб.
Занятия в школе начинают на месяц позже, вводится военное обучение (военрук - инвалид войны Кыкманов И.В.). Часть учащихся из седьмых клас­сов направляется на учебу в ФЗО. Среди них усть-ишинцы: Козлов, Киреев, Гущин, Ашихмин. Несмотря на все старания, дождливое лето и ранняя осень не позволили убрать выращенный урожай. На токах остался неочищенный хлеб, на полосах - незаскирдованные снопы. Был сорван план подъема зяби, не выполнен план хлебозаготовок, солома осталась не убрана.
Большая нагрузка на лошадей привела к их ослаблению. Для перевозок стали использовать быков и коров.
8 зиму 1942-1943 года при МТС проходили курсы механизаторов для молодежи 15-16 лет. Весной они сели на тракторы вместе с женщинами М.П. Зиминой, П.С. Дедовой, Т.Е. Фоняшиной и другими.
Сев весной 1943 года продолжался до июля. Сеяли овес, гречиху, просо; пшеница перевелась. Не хватало рабочих рук. Учителя Усть-Ишинской шко­лы организовали летом сплав чащи по р. Ише для топлива. В большом коли­честве на эти же нужды делался кизяк.
С фронта возвращались израненные и искалеченные солдаты, но не­ смотря на все свои недуги, сразу включались в работу. Среди них были усть-ишинцы B.C. Ашихмин, А.С. Ашихмин, И.В. Дымов, С.Я. Лебедев, Ф.Т. Дымов.
1943 год был рекордно засушливым. Урожай составлял 3 ц с гектара.
Стремясь получить большой урожай, в 1944 году школьники зимой со­бирали золу для удобрений. В колхозах закупали недостающие семена, вы­возили навоз на поля. До начала полевых работ были укомплектованы трак­торные бригады, закреплены трактористы, прицепщики, учетчики, под­возчики горючего. В целях сохранения конского поголовья, на отдых поста­вили истощенных лошадей. В результате весенний сев был выполнен.
Из призванных на фронт 328 усть-ишинцев погибло и умерло в госпи­талях 174 человека, 154 вернулись живыми. Колхозник колхоза «Долина Свободы» Щетинин Григорий Евдокимович, уроженец с. Карагуж Ленкин Александр Николаевич стали Героями Советского Союза.
9 мая 1945 года жители сел Усть-Ишинского куста провели митинги, каждый сельчанин радовался долгожданной Победе.
Возвращающиеся домой фронтовики сразу берутся за дело. Зимой они готовят лес для строительства, а весной сплавляют его по реке Ише в свои села.
Кроме этого райком партии и райисполком мобилизуют людей на вос­становление плотины на реке Чапше в с. Старая Барда. Безуспешные рабо­ты ведутся в 1946-1948 гг.
Объединенными силами колхозов с. Усть-Иша на речной турбине уста­навливается динамо-машина. По селу проводится электролиния. В совхозе «Предгорный» восстанавливается радиоузел, проводится радиофикация поселков Горный и Ключи (радист Нечаев). В мастерской Усть-Ишинской МТС установлен большой мощный двигатель с динамо-машиной. Был дан свет конторе и школе.
В селе Карагуж устанавливается электростанция ЖЭС-30 мощностью 27 киловатт, проводится электролиния. Проводится денежная реформа, сни­жаются цены на товары.
В 1948 году в селе Усть-Иша устанавливается радиоузел. Радиотехни­ком работает Чучканов А. Ф., проводятся радиоточки по с. Усть-Иша. И.К. Бояркин создает футбольную команду в с. Усть-Иша, которая в 1949 году занимает первое место в районе. В том же году почтовое агентство преоб­разуется в почтовое отделение.
В 1950-1951 годах происходит объединение колхозов села Усть-Иша в один - «Заветы Ильича» во главе со Степуленко А.Н. Колхозы села Карагуж объединяются в колхоз «Алтайский партизан» - председатель колхоза Пара­монов A.M. Колхозы Таштинского сельского Совета объединяются в колхоз «Советская Сибирь» - председатель колхоза Романенко Ф.И.
В 1952-1953 годах колхозы Усть-Ишинской МТС приступают к массово­му севу трав: люцерны, овсяницы луговой, костра безостого, клевера на сено. Во всех колхозах строятся склады, зерносклады, животноводческие поме­щения, Усть-Ишинская неполная средняя школа переводится в среднюю школу. Директором школы назначается Жаров М.А. Колхоз «Заветы Ильича» впервые покупает легковой автомобиль «Победа». В октябре 1953 года на­чинается всеобщее движение за коммунистический труд, заметно, числен­но растут партийные организации.
В марте 1954 года в село Усть-Иша приезжает группа целинников. Среди них Болдов Е.Б., Антипов Н., Савин П., Кривдина Ю.М., Питерских А. и другие.
Впервые в хозяйствах проводится воздушно-тепловой обогрев семян, массовый посев кукурузы на силос. В этом же году совхоз «Предгорный» утвержден участником ВДНХ в г. Москве и по итогам выставки награжден медалью (свидетельство 112259). Участниками выставки были тракторис­ты М.Ф. Дымов, И.А. Васюнин, B.C. Клопов.
В 1954 году в селе Усть-Иша открывается гидрометеорологический пункт.
В 1955 году за успехи в заготовке кормов совхоз «Предгорный» преми­руется машиной ГАЗ-67.
Участие в ВСХВ в Москве становится постоянным. В этом году на вы­ставку едут Саяпин В.В., Клопов ГТ.С, Ашихмин А.С., Гущин П.П., Дерябин П.М., доярки Майер Роза, Каролина Рейнгольд, телятница Анисья Герма-нова.
1956 год запомнился жителям сел нашего района тем, что в магазинах начали свободно продавать штапель, хлопчатобумажную ткань, кирзовую и резиновую обувь. А так же тем, что колхозники колхоза «Заветы Ильича» своим новым председателем избрали секретаря РК КПСС Федора Трофи­мовича Емельянова.
В 1957 году во всем районе начинается укрепление совхозов за счет вхождения в них ставших на ноги колхозов. Происходит это и с колхозника­ми Усть-Ишинского куста. Центральная усадьба переносится в с. Усть-Иша.
За многолетний достойный труд в сельском хозяйстве правительство страны наградило орденом Ленина: Киреева Якова Степановича, бригади­ра полеводческой бригады, Дымова Михаила Федоровича, тракториста, механика МТС Земцова Павла Марковича, орденом Трудового Красного Зна­мени - Васюнина Василия Ивановича, тракториста, Емельянова Федора Трофимовича, председателя колхоза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1956 года большая группа работников сельского хозяйства награждена медалью «За освоение целинных и залежных земель».
В этом же году усть-ишинцы практически потеряли все поголовье сви­ней. Вспыхнувшая в июне эпидемия унесла 330 свиней, остальные 870 были забиты.
В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и сту­дентов, молодежь села Усть-Иша представлял на нем агроном Тюкин Вла­димир Павлович.
В совхозе выпускается радиогазета (редактор - Богомяков С. А., дикто­ры Дерябин Г. М., Кречетова П. Д.).
По новому районированию Старо-Бардинский район входит с декабря 1960 года в состав Бийского района, в котором находится до 25 января 1965 года. В это время в совхозе издается многотиражная газета «Животновод», редактирует которую Черкасова Лидия Васильевна.
В 1966 году совхоз «Предгорный» разделен на два хозяйства: совхоз «Предгорный» с центром в с. Усть-Иша и совхоз «Тайнинский» с центром в с. Тайна.
В 1967 году заканчивается строительство кирпичной хмелесушилки, бани. В июне открывается памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Скульптура сделана художником Барнауль­ского художественного фонда Щетининым Прокопием Ивановичем. Чугунные плиты отлиты на Барнаульском моторном заводе.
В 1968 году, 30 июля, от сильного града пострадали посевы Усть-Ишин-ской, Карагужинской, Горной ферм. Всего выбито 891 га зерновых, 61 га кукурузы, 21 га трав.
В Усть-Ише устанавливается электростанция «Двигатель революции Г-66» на 660 кВт.
В 1969 году для укрупнения совхоза «Тайнинский» из совхоза «Предгор­ный» передается Новозыковская ферма. Центром совхоза «Тайнинский» ста­новится село Новозыково.
15 марта 1969 года при пограничном конфликте на острове Даманский (река Уссури) геройски погиб комсомолец, уроженец села Усть-Иша Борис Головин. Имя героя ныне носит Усть-Ишинская средняя школа.
Убытки от сильного наводнения весной 1969 года составили 50 тысяч рублей.
В это же время расширяется МТМ совхоза, там устанавливаются новые станки, стенды по ремонту топливной аппаратуры и обкатке двигателей.
В 1970 году, готовясь к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, жите­ли села разбивают парк, высаживают сосняк на горе. Совхоз подключен к государственной линии электропередач. Горная ферма становится племен­ной фермой III класса.
Хорошо трудятся передовики совхозного производства: трактористы Сарычев Б.Н., Васюнин В.И., Балабанов В.А.; шоферы Суртаев В.Н., Соло­довник Ф.С.; слесарь Обляхов А.И.; столяр Стариков Г.В.; плотник Воробь­ев В.Е.; доярки: Лоренц О.И., Семенова Н.И., Лебедева Г.В.; телятницы Ка-чатова Л. В. Князева СМ., Фонякина Е.Т.; пчеловоды Вахринев Л.М., Вят-кин П.В.
Из летописи истории села Усть-Иша и близлежащих сел видно, как к лучшему изменилась жизнь селян, как из бывших безграмотных и полу­грамотных людей выросла современная интеллигенция, способная делать очень и очень многое, а дети современных селян не только защищают От­чизну, трудятся в промышленности и хозяйстве, но и работают в области науки. Среди них - бывшие выпускники Усть-Ишинской школы: кандидат экономических наук Малышев Павел Алексеевич, кандидат технических наук Бурков Анатолий Трофимович, кандидат ветеринарных наук Вяткин Ананий Николаевич, кандидат геолого-минералогических наук Сараев Ва­силий Александрович, кандидат биологических наук Клопов Михаил Ива­нович, кандидат биологических наук Мальгин Михаил Александрович, кандидат биологических наук Ермакова (Кузницына) Надежда Владими­ровна.


1970 год.

Сообщение отредактировано Saks: Jan 9 2013, 21:58
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
1 человек читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
0 пользователей:
 

Лицензия зарегистрирована на: reviewdetector.ru
При частичном или полном копировании информации гиперссылка на сайт Reviewdetector обязательна!
2005-2024 Reviewdetector LTD
Контакты
Упрощенная Версия · Рекламодателям Сейчас: 19th June 2024 - 11:58
Go to the top of the page
Рейтинг@Mail.ru