Здравствуйте, Гость ( Авторизация | Регистрация )


Reply to this topicStart new topicStart Poll
 Перстень непонятный, вторая попытка, Фото сделал вроде нормуль...

alexander_b
post Dec 7 2012, 14:38
Создана #21


Постоянный
****

Группа: Посетители
Сообщений: 361
Зарегистрирован: 24-August 11
Из: Москва
Пользователь №: 33,149



Репутация: 161 кг
-----XXXXX


QUOTE(Kladoyar @ Dec 7 2012, 15:31)
Точно это Троица:Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. 17.gif
Выставляйте быстрее на аук с 5000р facepalm.gif


ggf.gif зачем говорить то что тут не нужно?

я покупатель а не продавец - раз
перстень это давно ношу и вот решил расширить его описуху с помощью умных людей - это два
нет слов по существу - идем мимо - это три


--------------------
Не тому налитое - хуже пролитого.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

OLEGKOWROW
post Dec 7 2012, 16:44
Создана #22


Пользователь
**

Группа: Забанены
Сообщений: 65
Зарегистрирован: 6-December 12
Из: россия
Пользователь №: 50,168



Репутация: 6 кг
-----X----


QUOTE(alexander_b @ Dec 7 2012, 09:22)
киньте ссылочку в личку, тут она что-то заблокировалась...
ша скину
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Kladoyar
post Dec 7 2012, 16:49
Создана #23


Старожил
*****

Группа: Забанены
Сообщений: 527
Зарегистрирован: 25-January 09
Пользователь №: 7,602


Металлоискатель: -

Репутация: 84 кг
-----XXXXX


QUOTE(OLEGKOWROW @ Dec 7 2012, 17:44)
ша скину

Не получится


--------------------
<<<КУПЛЮ ПЕРСТНИ>>>
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Khun
post Dec 7 2012, 19:27
Создана #24


Профи
******

Группа: Забанены
Сообщений: 1,475
Зарегистрирован: 14-April 12
Пользователь №: 42,066


Металлоискатель: Garrett AT Pro
Пол: мужской

Репутация: 87 кг
-----XXXXX


QUOTE(Kladoyar @ Dec 7 2012, 17:49)
Не получится

Эт точно... Да и нет там аналогичных...


--------------------
Интересные факты. Есть что почитать в межсезонье: http://ksana-lib.narod.ru/links.html
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Евлампий
post Dec 7 2012, 19:36
Создана #25


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 2,348
Зарегистрирован: 3-June 10
Из: KРай
Пользователь №: 18,655


Пол: мужской

Репутация: 158 кг
-----XXXXX


QUOTE(Khun @ Dec 7 2012, 20:27)
Эт точно... Да и нет там аналогичных...

В Гугле введите в поисковую строку "символы на древнерусских перстнях" и будет вам счастье в виде 5-10 сайтовuser posted image
Древнерусские кольца и перстни

Кольцо или перстень - украшение для пальцев рук в форме обруча, известное с древнейших времен, и поныне наиболее распространенное украшение у всех народов. Русь в этом отношении не исключение. Термин «перстень» в письменных источниках известен с XI в., а термин «кольце» - в значении украшение на пальце руки - с XIII в.

Кольца и перстни появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего - X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке.

Перстни были преимущественно женским украшением, но носили их и мужчины и дети, причем как на правой, так и на левой руке - число их на обеих руках колебалось от 1-2 до 4-5, а иногда и до 10. Нередко перстни клали в погребение в качестве приношения - около головы, возле рук, у локтя или плеча, около пяток, на тазовые кости и т.д. В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязаный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современного Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни. Во Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» - утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира.

Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстни, надетые на палец ноги.

Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становится массовым.

Как и браслеты, перстни можно разделить на дротовые, витые, плетеные, пластинчатые. Эти виды перстней подразделяются на типы по форме концов и соединений. Однако выделяют и своеобразные виды перстней — щитковосрединные, печатные, со вставками и др.

Дротовые перстни по поперечному сечению делятся на округлые треугольные, квадратные. Самой простой формой являются круглодротовые замкнутые и круг-лодротовые с разомкнутыми заходящими концами. Они встречаются в древностях всех восточнославянских племен. Судя по новгородским находкам эти перстни бытовали в ХI-ХIII вв. (табл., 8). Разновидностью круглодротовых гладких перстней являются рубчатые. На их утолщенную внешнюю сторону нанесена косая насечка, подражающая витью (табл., 9), гладкие сомкнутые или разомкнутые концы сужены. Подобные перстни были одним из самых распространенных украшений у всех славянских племен. По-видимому, их можно считать этнически определяющим признаком славян. Судя по новгородским находкам бытовали они с конца XI по XIV в. Изготовляли их способом литья в разъемной жесткой форме, а насечку углубляли зубильцем.

Спиральные (витые) перстни (табл., 10) сделаны из проволоки круглого или квадратного сечения, уложенной в несколько рядов. Изготовляли их путем наматывания предварительно нагретой проволоки на болванку округлого профиля.

Витые перстни составляют значительную часть общей массы перстней. По количеству проволок, из которых они свиты, их можно разделить на двойные, тройные, четверные (2 х 2), а по характеру оформления концов - на петлеконечные, обрубленноконечные (табл., 35), замкнутые и др. Витые двойные перстни, как замкнутые, так и обрубленноконечные и с заходящими концами (табл., 11), иногда имеют дополнительную сканную перевить (табл.,12).

Иногда в подражание витым перстням изготовляли ложновитые, выполненные литьем в форме, полученной путем оттиска в глине настоящих витых перстней (табл., 18, 41).

Плетеные перстни сплетены из нескольких проволок, причем технология плетения аналогична способу изготовления браслетов соответствующих типов. Выделяются два основных варианта плетеных перстней. К первому относятся перстни с массивной плетеной из четырех или шести проволок средней частью и гладкими сомкнутыми или разомкнутыми концами (табл., 13). Ко второму варианту относятся перстни, целиком сплетенные из семи тонких проволок (табл., 19).

Пластинчатые перстни делали из тонких пластинок, имеющих в поперечном разрезе форму вытянутого прямоугольника.
Перстни эти делят на несколько типов:

• Широкосрединные с незамкнутыми концами (табл., 1, 14, 15) - один из распространенных типов: их средняя часть расширена, а концы плавно сужены. Форма таких перстней бытовала много столетий. Широкосрединные незамкнутые перстни встречаются в древностях всех восточнославянских племен. В Новгороде перстень этого типа является древнейшим и найден в слое середины X в.
• Широкосрединные перстни с завязанными концами отличаются от предыдущего типа тем, что концы их раскованы в дрот, завязаны и обмотаны вокруг стержня на две стороны (табл., 2-3).
• Широкосрединные «усатые» перстни имеют длинные дротовые концы, обернутые спирально вокруг расширенной средней части (табл., 4). Они являются характерным признаком финно-угорских племен и встречаются в древностях Финляндии, Прибалтики, северо-западных областей Руси, в междуречье Волги и Оки. Датируются концом X - началом XII в. Своеобразный вариант «усатых» перстней - рубчатоконечные (табл., 5), заканчивающиеся дротовым рубчатым стержнем.

Если в XI в. отдельные типы перстней получили широкое распространение на обширных территориях, то в ХII-ХIII вв. появляется много локальных типов, распространенных на ограниченных территориях. Особо выделяется в этом отношении земля вятичей, где фантазией мастеров были созданы типы перстней, не встречающиеся в других регионах. В первую очередь это решетчатые перстни (табл., 16,17), имеющие множество вариантов по способу оформления прорезей.

Широкосрединные замкнутые перстни (табл., 20) имеют широкий ареал и время бытования от XI до начала XIV в. Узкопластинчатые перстни имеют одинаковую ширину на всем протяжении пластины. Они делятся на два варианта: с разомкнутыми концами (табл., 22) и замкнутые (табл., 21). Особую компактную группу составляют узкопластинчатые замкнутые перстни середины ХIV - ХV вв. (табл., 42) с продольными закраинами и выступающей средней частью, покрытой вертикальными черточками. Перстни эти, видимо, являются изделиями городских ремесленников. Они встречаются на обширной территории Московской Руси.

Щитковосрединные перстни имеют узкопластинчатую дужку и резко расширяющуюся среднюю часть в виде щитка круглой (табл., 2), овальной (табл., 26), прямоугольной (табл., 27) и ромбической (табл., 28) формы. В продольном сечении щиток находится в одной плоскости с дужкой.

Подавляющее большинство щитковых перстней — продукция городских ремесленников. Их отливали из оловянисто-свинцовых сплавов в каменных разъемных формах со вставными стержнями

Печатные перстни отличаются от щитковосрединных тем, что щиток-печатка у них массивный, рельефный, выступающий в продольном сечении над линией дужки. Печатки служили для оттиска на воске или мастике. Печатные перстни, так же как и щитковосрединные, - продукция городских ремесленников. В славянские страны они, видимо, попали из Византии. Наиболее древними являются перстни с круглой печаткой, на которой изображена птица с распростертыми крыльями и повернутой вправо головой (табл., 6). По-видимому, изображение птицы отражает раннюю государственную символику. Очень близки к этим перстням изделия с изображением пятиконечной звезды (табл., 7).

Перстни-печатки в ХII-ХIII вв. получили широкое распространение в городской среде, а сюжеты на щитках соответствовали духу времени и общей тенденции в развитии орнаментики. Здесь и птицы в геральдической позе (табл., 30, 38), и росток-крин (табл., 31), и львы, и грифоны (табл., 39 - 40), и другие сюжеты изделий «высокого» прикладного искусства, образцом для которых являлась книжная орнаментика и каменная резьба владимиро-суздальских зодчих. В XIV в. печатные перстни по-прежнему были популярны среди горожан (табл., 44, 45).

Перстни со вставками - это также изделия городских мастеров, получившие наибольшее распространение в городах. Их изготовляли путем самостоятельной отливки ячейки для вставки, припаянной к кованому жгуту дужки (табл., 32, 33, 34а-б, 36). Бытовали эти перстни с конца XI до XV в.

Все рассмотренные кольца и перстни изготавливались из и являлись рядовой продукцией городских и сельских ювелиров Древней Руси. Наряду с этим На Руси кольца изготовлялись из разнообразных металлов – золота, серебра, меди, бронзы и различных сплавов, украшались всевозможными способами и вставками.

В конце 18 века распространились кольца с живописными эмалевыми портретами. В 19 веке носили кольца с миниатюрами, камеями. Перстень с драгоценным камнем, закрепленным в гнезде, как в лапках жука, также назывался жуковиной (жиковинкой). Такое название подсказала египетская традиция изображения жука-скарабея на перстнях и печатках.

Сообщение отредактировано Евлампий: Dec 7 2012, 19:50


--------------------
"Не желай ни кому того, чего себе не желаешь" или "Как аукнется, так и откликнется"
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Евлампий
post Dec 7 2012, 19:46
Создана #26


Профи
******

Группа: VIP
Сообщений: 2,348
Зарегистрирован: 3-June 10
Из: KРай
Пользователь №: 18,655


Пол: мужской

Репутация: 158 кг
-----XXXXX


Сергей НЕЛЮБОВ

Зверь - образ, зверь - символ, зверь - оберег

Появление древнерусских средневековых печатных перстней как предметов, имеющих самостоятельное прикладное значение и художественную целостность, связано, в первую очередь, с широким распространением самих печатей и расширением их функционального использования. Для удобства и сбережения княжеские, боярские, святительские печати, печати областей, присутственных мест и частных лиц «обыкновенно вделывались в кольца в виде перстней»1. Более массивный перстень, надеваемый на большой палец, назывался «напалком», а имевший резную вставку из камня - «жуковиною»2 (слово это часто встречается в грамотах XV и XVI вв.). Подобные перстни в древнерусских духовных завещаниях указывались в качестве родового наследства. Возможно, это связано с тем, что на протяжении веков оттиск печати, превратившейся со временем в перстень-печать, играл роль часто используемого и известного факсимиле.

Достаточно часто на средневековых русских печатных перстнях встречаются изображения зверей и птиц. Как и в случае с изображениями ратников (см. «Цейхгауз», № 15), в зооморфных сюжетах обнаруживается некая смысловая упорядоченность. Можно даже проследить единство стиля, графического языка, порой даже сходство почерка мастеров, изготавливавших перстни с изображениями воинов и зверей. Основой для построения композиции последних являлись представления наших далеких предков об окружающем их мире, где «царство людей» и «царство зверей» существовали в единстве и взаимопроникновении. Такое мировосприятие позволяло людям общаться через животное-символ с высшим духовным началом, видеть в животных посланников и проводников его воли.

Образы животных оказали большое влияние на развитие языка символов и иносказаний, превратившегося в важный элемент национальной культуры. Классическим примером могут служить случаи, когда за боевые качества воин получал прозвища связанные с характерными чертами каких-либо животных. Причем в процессе рождения прозвища значение имело не только простое ассоциативное сопоставление, но и подсознательное значение слова. Так, прозвище Курско-Трубчевского князя Всеволода Святославича «Буй Тур Всеволод» включало «Буй» - дикий, сильный, храбрый, гордый, и «Тур» - бык, вол как символ мужества, отваги и силы. Вместе эти определения князя Всеволода характеризуют его силу и храбрость3.

Многие из животных (существовавших или вымышленных) описаны с качественными характеристиками в древнерусском трактате «Физиолог», известном по спискам XV в. и восходящем к сборнику рассказов о природе, возникшему в Александрии во II-III вв. н.э. на основе античных и восточных источников. Упоминаемые в нем животные в соответствии с традицией христианской литературы уподоблялись образам и понятиям религии и морали. Сегодня эти определения помогают расшифровать смысл зооморфных изображений на печатных перстнях.

Особенно популярным среди зооморфных изображений в средние века был образ льва. Например, в декоре одного только Дмитриевского собора во Владимире лев изображен 125 раз4. Как символ он обозначал «сильных и непобедимых воинов», «силу и власть», «бесстрашие и стойкость»5. Образ льва как бдительного стража, нередко спящего с открытыми глазами, хорошо иллюстрирует древнерусский текст: «Где хочет спать, окружает хвостом своим, подобно гумну круговидно, и тут спит. Дикие звери обходят вокруг того места, внутрь же не дерзают войти. Если же кто приблизится к знаку этому, тогда поднимется лев и хватает его»6. Не случайно при изображении грозному «царю зверей» часто придавалась величественная (по Г.К.Вагнеру «одорирующая») поза с высоко поднятой передней лапой. Характерные изображения данного образа можно увидеть на перстнях (ил. 1,2) и их фрагментах (щитках) (ил. 3, 4). По мнению известного исследователя М.В.Седовой, перстень на ил. 1 вполне мог быть скопирован с аналогичногс изображения на гемме.

Среди изображений четвероногих зверей на перстнях можно часто видеть образ «лютого зверя» (ил. 6, 7, - хищного животного неопределенной видовой принадлежности, часто упоминающегося в древнерусской литературе, народных песнях и присутствующего как образ на изделиях декоративно-прикладного искусства7. В.Ф.Миллер в своем труде обстоятельно доказывал, что «лютый зверь» в народных песнях - это есть лев8 Однако академик Б.А.Рыбаков указывал на то, что «в некоторых русских говорах, например, вятском, рысь называют «лютым зверем», не упоминая слова «рысь»9. Во всяком случае Владимир Мономах явно имел ввиду не льва, когда писал: «лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже»10.

Сегодня можно говорить о том, что «лютым зверем» наши предки называли и льва, и единорога, и рысь, и медведя, и барса, и волка. Например, в «Слове о полку Игореве» Всеслав Полоцкий в одном месте именуется скачущим «лютым зверем», а несколько ниже -«волком». Хорошо помогает разобраться в этом вопросе этимология слова «лютый». В нарицательном значении древнегреческое, старославянское и литовское «ljutas» означало «терзатель». На Руси оно было как именем прилагательным, характеризующим качества зверя: дикость, свирепость, злобность, жестокость, так и обобщенным названием самого страшного, непобедимого, поставленного во главе зверей хищника. Отсюда фольклорный образ «лютого зверя» мог символизировать власть, воинскую доблесть, а также играть роль оберега.

Изображения образа «лютого зверя» на перстнях встречаются нередко. Так, на перстне (ил. 5) представлена «на равных» битва человека и зверя. Поднявшийся на дыбы лев и воин с саблей в руке изображены одного роста. Схватка уже началась. Судя по положению когтистых лап хищника относительно туловища, лев отброшен назад после своего прыжка. Исход боя еще не ясен, но воин уже показал свою силу и ловкость.

Конь был священным животным у славян, являясь символом солнца, плодородия и благополучия. Тесно связанный в западнославянской мифологии с «богом богов» Святовитом (нем. - Свентовит), он упоминается немецким хронистом Гельмольдом (XII в.) и датским средневековым автором Саксоном Грамматиком при описании культового центра этого бога, располагавшегося в балтийско-славянском городе Арконе (Х-ХП вв.), занимавшем северную оконечность острова Рюген. Поскольку символ коня древние славяне связывали с солнцем, то, по всей вероятности, не случайно на груди глиняных фигурок коней и свистулек- «коников» изображены солярные знаки. В собрании калужского Музея ремесла, архитектуры и быта хранится несколько таких находок - из г. Калуги, дер. Хлуднево и пос. Воротынск Калужской области. Самые ранние сохранившиеся «коники» датируются XVI в.12

Как эмблема воинского мужества и благородства конь встречается на русских перстнях и монетах XIV-XVII вв. Это обстоятельство помогает точнее датировать перстни, пользуясь аналогией с монетами. На серебряном перстне, найденном в г. Калуге на берегу Оки (ил. 9), отчетливо изображен аллюр скачущего коня. Показано начало конского галопа-самого быстрого скачкообразного аллюра в три темпа. Именно при галопе следует момент безопорного движения, при котором лошадь как будто парит над поверхностью земли.

Одним из привлекательных на Руси сюжетов, присутствующих на перстнях-печатках, является «пеликан, окропляющий своей кровью погибающих от змеиного укуса птенцов». Древнерусское название этой птицы - неясыть, перешедшее потом на название птиц отряда сов. Перстень с изображением пеликана, являющийся одной из самых ранних находок публикуемого собрания, показан на ил. 10.

Поскольку «кровь, дающая жизнь мертвым», наводит на мысль об Эвхаристии и Кресте, птица пеликан является одной из наиболее известных аллегорий Иисуса Христа. Аллегорическое значение этого сюжета - любовь родителей к детям или попечение государя о своем народе. Не случайно среди личных вещей царя Алексея Михайловича встречается «перстень... в нем яхонт лазорев четвероуголен, на нем вырезана птица неясыть с детьми»13. С большой вероятностью можно предположить, что для воина такой сюжет олицетворял самопожертвование, а для начальника - готовность к выручке, спасению от гибели своих подчиненных.

Композиционно сложным, требующим разъяснений является сюжет перстня, представленного на ил. 11. Речь идет о знамении, предвестившем падение Царьграда (Константинополя) под натиском турок в 1453 году. В «Повести о Царьграде» русского писателя 2-й половины XV в. Нестора Искандера (Александра) описывается, что при основании Царьграда византийским императором Константином выползший прилюдно из норы змей был схвачен и унесен ввысь орлом, которого змей стал обвивать. Через некоторое время орел пал на землю и был освобожден от змея людьми. «Цесарь», который, по всей видимости, сам наблюдал происшедшее, потрясенный увиденным созвал мудрецов и потребовал от них толкования этого события. Толкователи пояснили знамение. Поскольку орел - знак христианства, а змей - знак басурманства, то христианство будет побеждено, но так как змей убит, то христианство в конце концов возобладает и воцарится в городе14.

Этот сюжет пользовался большой популярностью на Руси. Так, его можно было видеть на изразцах фриза церкви Св. Троицы в г. Костроме, построенной в 1650 г. и разрушенной в 1936 г. К счастью, благодаря материалам Р.Л.Розенфельда7, автору данной статьи удалось разыскать изразец с таким сюжетом в фондах Музея - усадьбы «Коломенское». Надпись на изразце не оставляет сомнения в содержании сюжета: «Бысть видение си[е] в Царьгр[аде]...».

Вообще средневековые мастера были, видимо, хорошо знакомы с литературными сюжетами своего и прошлого времени, с устным и песенным народным творчеством, уходящим корнями в глубины веков. Вот почему для расшифровки каждого изображения на перстне важно также знать и славянское название зверя, в котором нередко заключен глубокий смысл. Оттиски средневековых перстней-печаток, сделанные автором на специальном материале, позволяют выявлять планы изображений, придают им динамику, что помогает лучше почувствовать и даже разгадать замысел мастеров, усилить пластическую выразительность сюжетных образов. Существенен тот факт, что зверь всегда присутствовал в контексте того или иного значимого действия, неких событий, в которых заключался нравоучительный смысл, далеко не всегда понятный современному исследователю. Изображение различных «тварей» лишь с одной только стороны отражало перипетии людской жизни, единство природного мира, где все «твари» - результат промысла Божьего. С другой же стороны, мир всегда воспринимался нашими предками как единство миров телесного и духовного, земного и астрального. При этом использовался великолепно развитый язык символов, глубоко раскрывавший суть графического образа.

Изображения птиц, популярные среди мастеров декоративно-прикладного искусства, объясняются распространенным представлением о сопричастности птиц с небесами и их роли быть посредниками между духовной высшей и земной сферами. Особенно значимым был образ орла. Известный археолог А.В.Чернецов указывал на то, что вообще «образ хищной птицы широко использовался в древнерусской литературе для характеристики воинской доблести»15. Орел же был популярным символом еще в древнем Вавилоне; у греков он мыслился «царем птиц», а позже стал государственным символом Рима. В библейской символике орел обозначал «Божественное Вдохновение». В средневековый период он символизировал отвагу и стойкость, способность к омоложению. Славянами орел рассматривался как «Божья птица» и владыка небес. В христианской символике орел - символ евангелиста Иоанна, а в светской эмблематике - атрибут правосудия, зоркости и гордыни. Мощь и всевидящий взгляд орла, который, не мигая, смотрит даже на солнце, как нельзя лучше олицетворяли высшую власть и ее обладателя. Он приобретал особую символическую роль на фоне борьбы христианства и мусульманства, что видно даже по упоминавшемуся сюжету о схватке орла и змея над Царьградом. Изображение орла в «позе терзания» помещено на перстне XVI в. (ил. 12)

В отдельную группу перстней можно выделить изображения на печатках птиц с оружием в лапе (ил. 13-16). Все изображенные птицы имеют неопределенную видовую принадлежность (ястреб, коршун, орел, ворон). Но, согласно средневековой логике, даже напоминающие домашних птицы (петух, гусь, лебедь), особенно если они вооружены, несомненно, являются хищными. Изображения птиц нередки и на медных русских монетах XV-XVI вв. Особенно много аналогий можно увидеть среди зооморфных изображений на тверских анонимных медных пулах, различных образцах металлопластики и резьбы по кости16,17. Согласно славянской мифологии петух - «вещая птица», способная противостоять нечистой силе, которую она лишает мощи своим утренним троекратным криком. Петух часто символизировал бдительность и воинственность. Отсюда происходит сюжет, встречающийся на перстнях: птица, похожая на петуха, сжимает меч и раскрывает крылья в воинственной позе, свесив вперед свой гребень (ил. 13). В христианской традиции петух является эмблемой Святого Петра. В связи с этим возникает вопрос: не служили ли перстни, особенно с изображением этих птиц, воинскими талисманами и оберегами?

Среди публикуемых перстней особого внимания заслуживает новгородский бронзовый перстень с овальным щитком и изображением птицы в обрамлении прямой круговой надписи «ПЕРСТЕНЬ ДОБРАЧА» (ил. 17). Судя по палеографии начертания букв «Я», читаемой как «А», и буквы «Ч» в виде «бокала», можно говорить о приблизительной датировке перстня серединой XVI в. М.В.Седова и Н.М.Курганова, описавшие найденный в Суздале аналогичный по тексту бронзовый перстень 2-й половины XVI в. с овальным щитком и обратной трехстрочной надписью «ПД/ОБР/АЧ», считают, что первую букву «П» следует читать как сокращение от слова «печать»18. В дореволюционном собрании Н.Ф.Романченко также имелась «массивная медная перстневая печать XVII столетия с надписью, расположенной в четыре строки» «Перстень добраго челка»19. Этот же перстень был несколько ранее описан И.К.Антошевским20. Вполне вероятно, что все три вышеуказанных перстня несут в своих надписях одну и ту же информацию, а именно, «Перстень (печать) доброго человека». Но тогда возникает ряд следующих вопросов. Для чего нужна была эта печать? Для чего требовалась такая констатация? Какой смысл вкладывался в слово «Добрый» и какова здесь роль птицы?

Изображения, близкие представленному, известны на прикладных восковых печатях, на новгородских печатях21, а также на тверских печатях и монетах XV-XVI вв. Они встречаются и на болгарских золотых перстнях XIV в. с владельческими надписями вокруг изображения птицы. На наш взгляд, русские перстни с подобным сюжетом - это те же самые владельческие перстни, но отражающие довольно высокое общественное положение их владельцев.

Вообще, встретившись с разнообразием зооморфных изображений на перстнях, исследователь не может не задаться вопросом: к какому сословию принадлежали их обладатели, какие они имели должности и положение? Ответить на это частично позволяет перечень рисунков личных печатей или перстней-печаток, которые были описаны в 1858 г. директором Московского архива Министерства юстиции П.Ивановым21. Из людей, имевших отношение к воинской службе, личные перстни-печати прикладывали люди высших сословий: царь, великий князь, князь-воевода, боярин, боярин-воевода, дети боярские, ближний стольник-воевода, думный воевода, осадный голова, ближний окольничий-воевода, окольничий-воевода, дворянин, дворянин-воевода.

Необходимо также сказать несколько слов и о материалах, из которых изготавливались перстни. Сведения такого рода в старых публикациях обычно скупы. Так, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона упоминается лишь, что «перстни делались из золота, серебра, меди, булата, железа, олова». Более детально и основательно изучить представленные в этой статье перстни, понять возможности средневековых и древнерусских мастеров-ювелиров позволяют современные методы анализа металлических сплавов. С их помощью по процентному соотношению примесей к основному металлу сплава можно выявить специально сделанные (либо случайные) добавки, обеспечивающие преобладание тех или иных качеств материала изделия: прочность, вязкость, гибкость, оттенки цвета и др. Сплавы, использовавшиеся для изготовления перстней в средневековый период, в основном были медными, серебряными или оловянисто-свинцовыми (старое название олова и его сплавов - «спруда»).

Иногда в составе примесей сплавов обнаруживаются довольно неожиданные добавки. Из шести проведенных экспертиз состава металла перстней представленного собрания в качестве примесей обнаружены следующие элементы: кадмий - 9,8 %, барий - 2,2 %, молибден - 4,6 %, титан - 0,4 % и железо - 2,1 % (рентгено-флюорисцентный анализ проводился специалистами отдела нумизматики антикварного салона «Екатерина» (Москва)).

Выделение воинской символики в декоре средневековых русских перстней является делом довольно трудным и во многом новаторским. Сложность подобного исследования, с одной стороны, предопределена большой условностью и схематизмом изображений на перстнях, а с другой, - их иносказательным характером. Наиболее важной группой мотивов в декоре таких перстней являются изображения, отражающие в средневековом понимании власть, силу власти и воинскую доблесть. С целью создания общей целостной картины бытования разнообразных изображений и символов как части национальной художественной культуры необходимо систематическое накопление, изучение и сопоставление исследуемого материала. Результатом этого процесса должен стать каталог «Свод русских сюжетных перстней», в том числе и в электронной версии.

Важным этапом в изучении русских средневековых перстней-матриц является сбор информации и научное описание находок. Эта работа осложняется приобретающими все большие масштабы несанкционированными раскопками и незаконным вывозом археологических памятников за рубеж. Тем не менее, работа по сбору и публикации материалов для общего национального издания ведется автором этой статьи в Калуге, а также другими исследователями в Твери, Владимире, Новгороде и Пскове.

Быстрое накопление информации позволяет надеяться, что ситуация неравномерного изучения русской средневековой сфрагистики будет преодолена. Существенно дополнит «Свод русских сюжетных перстней» уже имеющийся Свод актовых печатей22 вместе с опубликованными восково-мастичными оттисками печатей и матриц23. В итоге в России должен появиться уникальный банк данных по важному, малоисследованному направлению средневековой сфрагистики и отечественной истории в целом, и тогда старинные изображения на перстнях по-настоящему «заговорят».


--------------------
"Не желай ни кому того, чего себе не желаешь" или "Как аукнется, так и откликнется"
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Khun
post Dec 7 2012, 20:17
Создана #27


Профи
******

Группа: Забанены
Сообщений: 1,475
Зарегистрирован: 14-April 12
Пользователь №: 42,066


Металлоискатель: Garrett AT Pro
Пол: мужской

Репутация: 87 кг
-----XXXXX


QUOTE(Евлампий @ Dec 7 2012, 20:36)
В Гугле введите в поисковую строку "символы на древнерусских перстнях" и будет вам счастье в виде 5-10 сайтов

Вопрос: при чём здесь древнерусские перстни? blink.gif ddd.gif К перстню ТС никакого отношения не имеют по той простой причине, что он - ПОЗДНИЙ! bash.gif


--------------------
Интересные факты. Есть что почитать в межсезонье: http://ksana-lib.narod.ru/links.html
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

alexander_b
post Dec 10 2012, 13:03
Создана #28


Постоянный
****

Группа: Посетители
Сообщений: 361
Зарегистрирован: 24-August 11
Из: Москва
Пользователь №: 33,149



Репутация: 161 кг
-----XXXXX


QUOTE(Евлампий @ Dec 7 2012, 20:36)


Евлампий, примите поклон.


--------------------
Не тому налитое - хуже пролитого.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
1 человек читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
0 пользователей:
 

Лицензия зарегистрирована на: reviewdetector.ru
При частичном или полном копировании информации гиперссылка на сайт Reviewdetector обязательна!
2005-2025 Reviewdetector LTD
Контакты
Упрощенная Версия · Рекламодателям Сейчас: 16th July 2025 - 18:33
Go to the top of the page
Рейтинг@Mail.ru