Здравствуйте, Гость ( Авторизация | Регистрация )


13 страниц « < 5 6 7 8 9 > »  
Reply to this topicStart new topicStart Poll
 Печать Епископа Варсонофия

KHRONE
post Oct 18 2012, 15:03
Создана #121


Пользователь
**

Группа: Забанены
Сообщений: 36
Зарегистрирован: 27-April 11
Пользователь №: 29,358



Репутация: 2 кг
-----X----


Есть шанс что один из воскомастичных оттисков будет с нее..это я фантазирую :-)
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Harvester
post Oct 18 2012, 17:38
Создана #122


Пользователь
**

Группа: Посетители
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 17-October 12
Пользователь №: 48,280



Репутация: 15 кг
-----X----


О настоятелях Свенского Успенского монастыря с краткой летописью есть упоминания о Варсонофии

Игумен Варлаам I в синодиках между настоятелями не показан. Он тоже постриженник Свенскаго монастыря. В настоятельство сего старца Свенская чудотворная икона Божией Матери была в Москве, а пред возвращением ея из столицы в 1582 году царь Иоанн Васильевич сему игумену Варлааму дал тарханную грамоту на все монастырския владения по царевиче, великом князе Иоанне Иоанновиче, как это видно из «Книги вкладов» и из грамоты подтвердительной данной царем и великим князем Михаилом Феодоровичем игумену Варсонофию. В последствии отец игумен Варлаам был возведен в сан архимандрита Брянскаго Петровскаго монастыря, а потом, оставив управление и этою обителью, возвратился в Свенский монастырь на уединение и принял схиму. В Книге вкладов сказано: «В 1597 году дал вкладу в Дом Пречистыя Богородицы бывший архимандрит Петровскаго монастыря Варлаам 21 р. 8 алтын 2 деньги. А преж сего дал ширинку золотную. А как постригся, тогды дал лошадь и ширинку шиту шелками. Да он же Петровский архимандрит Варлаам, в 1615 году дал восемь образов окладных», разную посуду кухонную, столовую и две книги. Вероятно это было его приношение предсмертное. Имя его отца, архимандрита Варлаама, записано в ряду с общею братией в синодик 1626 года; а род сего старца записан во все монастырские синодики; и на конце имен его родственников записано и его имя так: «Схимника архимандрита Варлаама».


Игумен Варсонофий. Он с братиею бил челом царю и великому князю Михаилу Феодоровичу; положили пред ним жалованную грамоту, писанную при расстриге, и просили повелете переписати ту грамоту. Царь Михаил Феодорович в 19 день февраля 1614 года пожаловал пречитстыя Богородицы Свенского монастыря игумена Варсонофия, и дал новую царскую грамоту, в которой сказано, что была в монастыре государя царя великого князя Иоанна Васильевича, всея России самодержца грамота на все монастырские владения, угодья и на монастырскую годовую денежную и хлебную дачу, и многия льготы. Но в 90 (1582) году на Сретеньев день пришли литовские люди безвестно к городу Брянску и монастрыское строение, образа и книги, и ризы и сосуды, и всякую казну, и жалованныя грамоты и всякия крепости монастырския, отчинныя, - то все литовские люди сожгли; а они де игумен с братиею из монастыря утекли на лес душею и телом, только унесли с собою чудотворный образ пресвятыя Богородицы Печерския. И блаженныя памяти государь, царь великий князь Иоанн Васильевич игумена Варлаама с братею пожаловал, и велел все прежния грамоты написати в свою новую большую грамоту. Эта последняя грамота царя Иоанна Васильевича заменена, как видно, грамотою разстриги: а вместо разстригинной грамоты царь Михаил Феодорович игумены Варсонофию подтвердил все прежние грамоты со всеми преимуществами, данными монастырю в прежнее время. Этот отец игумен Варсонофий, постриженик Свенской обители, и был в последствии архимандритом и настоятелем Брянского Петровского монастыря. Род сего старца записан в большой синодик Свенского монастыря.

О настоятелях Свенского Успенского монастыря с краткой летописью



Так же Варсонофий упоминается в подписании знаменитого акта об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

Из истории Свенского монастыря

Сообщение отредактировано Harvester: Oct 18 2012, 17:42
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Кирилыч
post Oct 18 2012, 17:47
Создана #123


Вечная память
******

Группа: Забанены
Сообщений: 6,221
Зарегистрирован: 30-November 06
Пользователь №: 1,074
За заслуги

Пол: мужской

Репутация: 965 кг
-----XXXXX


Проехали мы уже свенского Варсонофия! Не подходит ни по времени, ни по чину!


--------------------
Крокодил, крокодю и буду крокодить. Но никогда ничего не оцениваю.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

AlVas
post Oct 18 2012, 19:55
Создана #124


Старожил
*****

Группа: Посетители
Сообщений: 964
Зарегистрирован: 20-July 12
Пользователь №: 45,402


Пол: мужской

Репутация: 695 кг
-----XXXXX


Попробую представить на обсуждение еще один возможный вариант принадлежности найденной печати. Во время духовного собора 1589г. на котором было положено учредить в России патриаршество было решено восстановить епископскую кафедру в "Брянске и Чернигове". Смоленскому и Брянскому епископу Сильвестру, который кстати сопровождал Константинопольского патриарха Еремию от Смоленска до Москвы повелено было титуловаться Смоленским и Доргобушским, следовательно в 1589г. Сильвестр уже не был епископом Брянским, был ли утвержден на вновь открытую Брянскую кафедру какой либо священнослужитель данных нет. Однако в 1598 т.е. через 9 лет после собора приемник Сильвестра Феодосий вновь именовался Смоленским и Брянским. Из вышеизложенного можно предположить, что на какой-то короткий период времени в Брянске вновь была открыта епископская кафедра и возглавлять ее мог епископ Черниговский и Брянский Варсонофий.
Данная версия не стыкуется с предложенной мною ранее версией с приставкой Дь., т.к. в титуле епископа данной приставки нет.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Кирилыч
post Oct 18 2012, 21:56
Создана #125


Вечная память
******

Группа: Забанены
Сообщений: 6,221
Зарегистрирован: 30-November 06
Пользователь №: 1,074
За заслуги

Пол: мужской

Репутация: 965 кг
-----XXXXX


Любопытная версия, но иконография л.с. печати всё же пораньше, чем конец 16 века.


--------------------
Крокодил, крокодю и буду крокодить. Но никогда ничего не оцениваю.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Harvester
post Oct 19 2012, 00:32
Создана #126


Пользователь
**

Группа: Посетители
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 17-October 12
Пользователь №: 48,280



Репутация: 15 кг
-----X----


QUOTE(Кирилыч @ Oct 18 2012, 17:47)
Проехали мы уже свенского Варсонофия! Не подходит ни по времени, ни по чину!


Прошу прощения. Из головы вылетело, что после того, как Черниговского и Брянского епископа Иона в 1500 г. взяли в плен и увезли в Москву епархия закрылась в 1515 г. и была создана Смоленская и Брянская.

Источник:
Иерархия Всероссийской церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 т. / [сост. Н.Н. Дурново]. - М. : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1892-1899. - Вспом. указ.: алфавитный (имен архиереев Русской церкви, с 988 по 1898 г).


Интересно, получается, что 15 лет кафедра пустовала?


Есть интересное упоминание в книге "Под знаменами Москвы" историка Юрия Георгиевича Алексеева

"О событиях зимы 1470/71 г. подробно рассказывает Псковская III летопись (Строевский список). Сообщая о приезде в Новгород 8 ноября 1470 г. князя Михаила Олельковича, летописец отмечает, что он был «ис королевы руки новгородцы испросен» и что с ним приехало «на похвалу много людей силно»13. В той же летописи приводится подробный рассказ о выборах нового архиепископа, состоявшихся 15 ноября. Кандидатами были Варсонофий, духовник покойного архиепископа; Пимен, его ключник, и протодьякон Никольского Вежищского монастыря Феофилакт, ризник того же архиепископа. Традиционная жеребьевка принесла победу последнему, который был возведен «на владычен двор на сени честно» и наречен архиепископом."

Варсонофий, духовник новгородск. владыки

1471 г. в числе кандидатов на новгородскую кафедру по смерти архиепископа Ионы (IV т. П. С. Р. Л. стр. 235).

Но это похоже не то направление.

Сообщение отредактировано Harvester: Oct 19 2012, 00:56
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Harvester
post Oct 19 2012, 01:55
Создана #127


Пользователь
**

Группа: Посетители
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 17-October 12
Пользователь №: 48,280



Репутация: 15 кг
-----X----


Черниговская епархия, по разделении митрополии, состояла в подчинении митрополитам Киевским с 1415 по 1419 гг., с 1458 по 1515 гг. и с 1650 по 1657 год.

В СВЯТИНЯ Історія Києво-Печерської лаври Том 1 XI-XVI ст. есть упоминание о Варсонофии

КИЄВО-ПЕЧЕРСЬКА ЛАВРА В ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ XV СТ. ПОЧАТОК СТОЛІТТЯ

Про історію Києво-Печерської лаври в XV столітті ми знаємо дещо більше, ніж у попереднє, але однак дуже й дуже небагато. Велика плутаниця, зокрема, існує в переліку архимандритів Києво-Печерських цього періоду. Перший із них, відомий нам нині - Варсонофій, згаданий у документах під 1416 і 1434 рр. Про його біографію ми, на разі, нічого не знаємо, крім того, що за нього 6924 (1416) р. Печерській обителі привелося пережити нове татарське нашестя, на жаль, лише перше в цьому багатому на нещастя столітті. Густинський літопис оповідає про цей напад так: "Едика [Едигей - І.Ж.], гетьман Тамерлана, царя Татарського, полонив Руську землю, і Київ, і Печерський монастир спалив та з землею зрівняв, аж звідтоді Київ згубив красу свою, і досі уже не може стати таким [як був]; але однак замку тоді не міг взяти в Києві Едика”[1349]. Під 1429 р. в Хроніці Литовській і Жмойтській знаходимо таке ж повідомлення: “Великі війська татарські з Едигом, своїм царем, до князівства Київського вторглися, місто сам Київ сплюндрували, пограбували і спалили, але замку взяти не могли, хоча його вельми добували. Також і Печерський монастир спалили”[1350]. Про один чи декілька нападів йдеться в цих повідомленнях – не ясно.

І, все ж, не дивлячись на всі ці жахливі події, духовне і навіть культурне життя в монастирі не припинялося.

Епископы Черниговские и Брянские по спискам Строева:

Исаакий, 1389-1415, 15 нояб.
А между ними кто???
Евфимий упом. 1458, а в 1464 бежал в Москву и в ноябре сделан епископом Суздальским.

Понимаю что бред, но все же, это ни как нельзя связать?
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

AlVas
post Oct 19 2012, 11:06
Создана #128


Старожил
*****

Группа: Посетители
Сообщений: 964
Зарегистрирован: 20-July 12
Пользователь №: 45,402


Пол: мужской

Репутация: 695 кг
-----XXXXX


Представленная версия с настоятелем Киево-Печерского монастыря лично для меня кажется наиболее вероятной по следующим причинам:
1. Настоятелю такого крупного монастыря следующим этапом продвижения по служебной лестнице могло быть только епископство.
2. Очень прочные отношения между Брянском и Киево-Печерской обителью:
- нахождение иконы Киево-Печерской богоматери (Свенской) в Брянске
- временное перемещение в 1299г. митрополитом Максимом Киевской митрополии в Брянск
- во второй половине 17 века Свенский монастырь стал даже наименоваться Новопечерским и попал под юрисдикцию Киево-Печерского монастыря. Причем при решении вопроса о вхождении Свенского монастыря под юрисдикцию КП монастыря, использовались какие-то доказательства о том, что «так было с давних времен».
3. 30-е годы 15 века время гражданской войны в Литве одну из сторон которой возглавлял лидер «русской партии» Свидригайло. С 1430 по 1432 г. Свидригайло был великим князем ВКЛ, с 1432 по 1435 лидером «русской республики» куда входили Белоруссия, Северщина и Киев. Учитывая, что с начала 15 века с различными перерывами до 1430 г. Свидригайло и сам был брянским князем, в 30-е годы он мог легко повлиять на перевод настоятеля КП монастыря на Брянскую кафедру.

User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Кирилыч
post Oct 19 2012, 11:55
Создана #129


Вечная память
******

Группа: Забанены
Сообщений: 6,221
Зарегистрирован: 30-November 06
Пользователь №: 1,074
За заслуги

Пол: мужской

Репутация: 965 кг
-----XXXXX


Тогда нужно объяснить чисто новгородскую иконографию БМ Знамение на печати (15 век). Киев - это совсем иная художественная школа и совсем иная иконография.
Из этих соображений более подходит Варсонофий, духовник новгородского владыки (упом. 1470 г.). И по времени подходит.


--------------------
Крокодил, крокодю и буду крокодить. Но никогда ничего не оцениваю.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Harvester
post Oct 19 2012, 16:43
Создана #130


Пользователь
**

Группа: Посетители
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 17-October 12
Пользователь №: 48,280



Репутация: 15 кг
-----X----


Первое в русской литературе описание Египта и Синая принадлежит иеромонаху Варсонофию, совершившему свое хождение на Восток в 1461–1462 гг. Это было его второе паломничество: за шесть лет до этого он уже побывал в Палестине и Иерусалиме. О священноиноке Варсонофии известно немного. Исследователи, опираясь на анализ языка его хождения, в котором выявляются следы северо-западного говора, и на другие косвенные источники, предполагают, что он был выходцем из Смоленска или Полоцка. Спустя какое-то время по возвращении с Востока (до 1475 г.) Варсонофий определяется игуменом Бельчицкого (в пригороде Полоцка) монастыря, а затем переводится игуменом в один из новгородских монастырей и становится духовником Новгородского архиепископа Ионы

Источник:
Хождение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461–1462 гг. / Под ред. С.О.Долгова // Православный Палестинский сборник (далее ППС).

Сообщение отредактировано Harvester: Oct 19 2012, 16:46
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Кирилыч
post Oct 19 2012, 18:34
Создана #131


Вечная память
******

Группа: Забанены
Сообщений: 6,221
Зарегистрирован: 30-November 06
Пользователь №: 1,074
За заслуги

Пол: мужской

Репутация: 965 кг
-----XXXXX


Намного "теплее". Полоцк (ВКЛ), потом Новгород, оттуда в Брянск (ВКЛ). Осталось объяснить факт находки у Звенигорода.


--------------------
Крокодил, крокодю и буду крокодить. Но никогда ничего не оцениваю.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Harvester
post Oct 19 2012, 19:23
Создана #132


Пользователь
**

Группа: Посетители
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 17-October 12
Пользователь №: 48,280



Репутация: 15 кг
-----X----


В списках Строева, по Могилевское епархии в особых отметках упоминается :
Мстиславскаго Анофреевскаго Архим. Варсонофий 17 ноября 1508
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

KHRONE
post Oct 19 2012, 19:34
Создана #133


Пользователь
**

Группа: Забанены
Сообщений: 36
Зарегистрирован: 27-April 11
Пользователь №: 29,358



Репутация: 2 кг
-----X----


Он же путешественник был, не зря же есть"Хождение Варсонофия".
Откуда он мог идти в Звенигород или из Звенигорода в то время, останавливаясь соответственно в ныне не существующих местах.? Не на лошадях же ездил. Надо карты глянуть..
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

KHRONE
post Oct 19 2012, 19:37
Создана #134


Пользователь
**

Группа: Забанены
Сообщений: 36
Зарегистрирован: 27-April 11
Пользователь №: 29,358



Репутация: 2 кг
-----X----


Саввино-Сторожевский монастырь, рядом со Звенигородом, что там за настоятель был Варсонофий в 1524...
источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Саввино-Сторожевский_монастырь
или по времени не подходит? но 10 лет всего с 1515...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

KHRONE
post Oct 19 2012, 19:40
Создана #135


Пользователь
**

Группа: Забанены
Сообщений: 36
Зарегистрирован: 27-April 11
Пользователь №: 29,358



Репутация: 2 кг
-----X----


Еще добавлю Варсонофия+Звенигород.

№198 1683 Чертеж-карта земель по реке Озерне в Звенигородском и Рузском уездах. Рукоп. штрих. 41х47. Отмечено: с.Михайловское, с-цо Воюхино, Старое; дд.Углын, Писково, Удалое, Городище, пустоши: Воркино, Елагино, Петрово, Лагуновка, Большое Выездово и Малое Выездово, Филнево, Ажлобино а Жалобино тож, Поцепенево, Плакидино, Степаново, Федчино, Лазарково, Павшино, Трофимково Мартинково тож, Водопьяновская, Ворыпаево, Лаврово, Мазилово, Горнево, Григорово, Мечилово, Панина, Ненилково, Бовыкино, Ветчаное, Вшивкино, р.Озерна, р-ки: Студенец Городенка, Юхолец, Глазатов овраг, овражек, лес, межа. Из спорного дела между Варсонофием митрополитом Крутицким и стряпчим Хлебного дворца И.А.Ероховым о пустошах в Замошской волости Рузского уезда и Тростенском стане Звенигородского уезда. /Копия чертежа на л.266 к делу/.
но это видимо совсем поздно.
Так что все они что-то могли делать рядом со Звенигородом.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

plauen
post Oct 19 2012, 19:41
Создана #136


Профи
******

Группа: Посетители
Сообщений: 2,095
Зарегистрирован: 12-August 08
Пользователь №: 5,476



Репутация: 504 кг
-----XXXXX


QUOTE(Кирилыч @ Oct 19 2012, 19:34)
Намного "теплее". Полоцк (ВКЛ), потом Новгород, оттуда в Брянск (ВКЛ). Осталось объяснить факт находки у Звенигорода.


Можно попытаться реконструировать развитие событий следующим образом.

8 ноября 1470 г. князь Михаил Олелькович (кстати, представитель традиционно православной ветви Ольгердовичей, далее его называю М.О.) приезжает в Новгород в качестве служебного князя. Перед самым его приездом умирает пригласивший его на эту должность архиепископ Иона. На выборах архиепископа побеждает сторонник промосковской партии Феофил. М.О., узнав о смерти в Киеве своего старшего брата и не желая княжить во враждебной обстановке, покидает Новгород 15 марта 1471 г. По дороге грабит Старую Руссу. Вероятно, после этого его сторонникам (возможно, и Варсонофию - духовнику благоволившего М.О. архиепископа Ионы) приходится бежать из Новгорода. Тем более, если Варсонофий был к тому же выходцем из Западной Руси. Наверняка бежал к князю М.О.

В 1473 г. покидает свою Черниговскую и Брянскую кафедру епископ Феодор (Феофан). Князь Слуцкий М.О. наверняка мог посодействовать своему протеже в получении этой кафедры.

А в 1481 г. был раскрыт знаменитый заговор православных князей: Олельковича-Бельского-Гольшанского, предполагавший возведение Михаила Олельковича на трон великого князя Литовского. В поддержку князей предполагалось выступление войск Москвы и Крыма. Великий князь Казимир раскрыл заговор благодаря доносу воеводы Киевского Ивана Ходкевича. М.О. вместе с князем И.Ю.Гольшанским был схвачен и казнен. Третий крупный деятель заговора князь Федор Бельский успел убежать в Москву, где сделал большую, хотя и неровную карьеру (одно время сидел в заключении в Галиче, по моему, недалеко от Звенигорода).

Можно предположить, что с провалом заговора православных и князей и началом репрессий Варсонофий мог бежать в Москву вместе с Бельским (не первый и не последний случай бегства епископов брянских в Московскую Русь из ВКЛ).

А на кафедру Черниговской и Брянской епископии заступил епископ Нектарий, умерший в 1499 г.

Таким образом, возможное время пребывания Варсонофия в должности епископа Черниговского и Дебрянского 1473/1474 - 1481 гг.

Сообщение отредактировано plauen: Oct 19 2012, 19:52
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Кирилыч
post Oct 19 2012, 20:26
Создана #137


Вечная память
******

Группа: Забанены
Сообщений: 6,221
Зарегистрирован: 30-November 06
Пользователь №: 1,074
За заслуги

Пол: мужской

Репутация: 965 кг
-----XXXXX


Варсонофий 17 века не подходит. Про звенигородского Варсонофия было на предыдущих страницах.
В идее Полоцк - Новгород - Брянск - побег в Москву есть смысл.
Но истину мы всё равно вряд ли узнаем.


--------------------
Крокодил, крокодю и буду крокодить. Но никогда ничего не оцениваю.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Harvester
post Oct 19 2012, 20:38
Создана #138


Пользователь
**

Группа: Посетители
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 17-October 12
Пользователь №: 48,280



Репутация: 15 кг
-----X----


QUOTE(KHRONE @ Oct 19 2012, 19:37)
Саввино-Сторожевский монастырь, рядом со Звенигородом, что там за настоятель был Варсонофий в 1524...
источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Саввино-Сторожевский_монастырь
или по времени не подходит? но 10 лет всего с 1515...


Ему уже наверное под 90 должно быть, раз в 1456 году в заграницу ходил...
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

KHRONE
post Oct 19 2012, 20:50
Создана #139


Пользователь
**

Группа: Забанены
Сообщений: 36
Зарегистрирован: 27-April 11
Пользователь №: 29,358



Репутация: 2 кг
-----X----


Так это не он ходил, это другой Варсонофий.
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post

Harvester
post Oct 19 2012, 20:53
Создана #140


Пользователь
**

Группа: Посетители
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 17-October 12
Пользователь №: 48,280



Репутация: 15 кг
-----X----


QUOTE(Кирилыч @ Oct 19 2012, 20:26)
Варсонофий 17 века не подходит. Про звенигородского Варсонофия было на предыдущих страницах.
В идее Полоцк - Новгород - Брянск - побег в Москву есть смысл.
Но истину мы всё равно вряд ли узнаем.

Но истина же где то рядом. Есть вероятность, что в летописях ВКЛ что то есть про Варсонофия ?
User is offline Profile Card PM 
 Go to the top of the page
  + Quote Post


13 страниц « < 5 6 7 8 9 > » 
Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
1 человек читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
0 пользователей:
 

Лицензия зарегистрирована на: reviewdetector.ru
При частичном или полном копировании информации гиперссылка на сайт Reviewdetector обязательна!
2005-2025 Reviewdetector LTD
Контакты
Упрощенная Версия · Рекламодателям Сейчас: 18th November 2025 - 14:13
Go to the top of the page
Рейтинг@Mail.ru