Два года назад побывали в автобусном туре по южной Норвегии и поняли, что подобная поездка нам не подходит и дает лишь поверхностное представление о стране. Десятиминутные остановки на фотографирование стандартных видов не дают в полной мере проникнуться природой и городами. Плюс немаловажный фактор, мешающий восприятию - постоянно орущие, пьющие, поющие, храпящие и т.д. соседи по автобусу к концу путешествия просто выносят мозг. Поэтому решили, что в следующий раз поедем самостоятельно и вынашивали эту идею достаточно долгое время: собирали информацию и изучали опыт других людей.
Наконец решение принято, маршрут составлен, вещи собраны, стартуем. Отправляемся, но в голове куча страхов и опасений. Как заправляться, как платить, как общаться, где жить, а что если… и т.д. Впоследствии все страхи были развеяны. Ездить по странам Скандинавии легко, просто и приятно.
На градуснике +30, бежим от жары на север. О теплой одежде даже думать не хочется. Это было одной из основных ошибок. На севере – холодно. Это надо запомнить. Теплую одежду брать на север нужно.
Стартуем из Выборга на край земли:
До границы ехали вдоль красивейшего Сайменского канала. История его печальна и показательна. Канал был построен в 1856 году и служил для организации судоходства между озером Сайма и Выборгским заливом. Однако после зимней войны часть его перешла на территорию России и прекратила свое функционирование вплоть до 1963 года. После чего Финляндия взяла в аренду у России по сути свой же канал, восстановила его и продолжает арендовать до сих пор. К обслуживанию канала на пушечный выстрел не подпускают русских: любая авария лишит воды значительную часть Финляндии. Вдоль канала проложено прекрасное шоссе, которое превращается в обычную дыряво-ямочную дорогу в месте окончания зоны ответственности финнов.
Граница прошлась быстро, единственный важный момент: пограничнику нужно сказать конкретное место, куда мы следуем. Вращение руками в воздухе со словами “… ну мы вообще по всей стране по кемпингам…” не прокатывает, пограничник огорчается и непонимающе смотрит на тебя. Нужен конкретный город, тогда пограничник перестает нервничать и радуется.
В течение всей поездки ночевали в кемпингах. Ежедневную дорогу планировали в расчете прибыть к вечеру в очередной кемпинг. Маленький домик на двоих стоит 20-40 евро.
Внутри – кровати, иногда с бельем, холодильник, электроплитка. Во дворе – туалет, душ, кухня с посудой, мойкой, и плитой, а также помещение со стиральными и сушильными машинами. На всякий случай взяли с собой палатку со спальниками, горелку, запас воды и еды, и, в принципе, чувствовали себя достаточно автономными. Питались только своими продуктами, ежедневно варили крупу с тушенкой.
В кемпинге есть несколько вариантов размещения: можно жить в домике, можно поставить палатку, можно приехать в автодоме и подключить его к местному электричеству. Последних большинство. По всем скандинавским странам ездят автодома-кемперы. Их очень много. Иногда создается ощущение, что их больше обычных машин. Идут по одному и колоннами. Номера со всей Европы – Испания, Франция, Италия, Великобритания, Германия, Чехия. Не говоря уже о финнах и норвежцах. Такой вид туризма очень распространен среди местного населения, практически в каждом финском дворе стоит такой автокемпер.
Очень много мотоциклистов.
Навьюченные тяжелые мотоциклы постоянно встречаются на дорогах. Один раз встретилась даже семья на мотоцикле с коляской. Смысл мероприятия не очень понятен. Я, допустим, понимаю, что у нас в стране можно в полной мере использовать возможности мотоцикла – объехать пробки, зажечь на шоссе и т.д. Но в странах, где пробок нет и все без исключения соблюдают скоростной режим – смысл мотоцикла теряется. Зато приобретается возможность провести целый день под проливным дождем, а то и под снегом. А вообще народ на чем только не путешествует. Какую экзотику только не встречали на дорогах:
Видели еще более древний микроавтобус типа Фольксваген - хиппи, навьюченный вещами. Видели открытый джип-Виллис с прицепом, в нем под дождем гордо ехал водитель в кожаной куртке и авиационных очках. Встречали суровых мотоциклистов, судя по наклейкам, побывавших во всех возможных странах. Сфотографировать многое не успели.
Некоторые особенности стоянок
По всей дороге через каждые несколько десятков километров встречаются стоянки, оборудованные (иногда) туалетами, скамейками, информационными стендами и прочими отдыхательными принадлежностями. Зачастую к ближайшему озеру ведут деревянные мостки.
Оборудованные туристические тропы – это вообще достаточно необычная особенность, которую мы отметили для себя. К природным достопримечательностям очень часто от шоссе прямо среди леса сотни метров ведут деревянные настилы с поручнями. Многие предназначены для проезда инвалидных колясок. А уж для совсем отчаянных туристов тропа (о, ужас!) сходит с настила в лес и помечена каждые несколько метров цветными маркерами.
Насколько удалось разобраться, в Финляндии запрещено оставаться на ночевку на стоянках. Нельзя поставить палатку просто так в поле – все территории кому-то принадлежат, а любые дороги в сторону от шоссе частные и ведут к хуторам. Где можно поставить палатку кроме кемпингов, так и осталось загадкой. Скорее всего, нигде. Несмотря на обилие озер, проехать к любому озеру, разжечь костер, поставить палатку, невозможно. Все дороги либо ведут к чьему-то дому, либо помечены как частные. Поэтому абсолютно отсутствует практикуемая у нас повальная вакханалия с шашлыками и распитием напитков на берегу озера. В Норвегии ситуация проще. Вроде бы продекларирован принцип “природа для человека” и остановиться можно на любой придорожной площадке. Во всяком случае, в Норвегии очень многие кемперы останавливаются ночевать в любом подходящем месте. Однако, палаток за пределами кемпингов просто так в поле не видели ни в одной стране.
Водопад Хепоконгас
Однако, продолжаем двигаться дальше по Финляндии на север. По пути встречается водопад Хепоконгас, самый большой (24 м.) водопад в стране.
К водопаду ведет благоустроенная деревянная тропа, весьма крутая лестница.
Для инвалидных колясок – отдельный пологий настил.
А вот и сам водопад:
Утром под крыльцом кухни обнаруживаем отличный белый гриб:
Про грибы вообще разговор особый. Понятно, что у нас в этом году в связи с засухой грибы не уродились. То есть их совсем нет. Однако, начиная с определенного места, где-то с середины Финляндии на обочинах стали потихоньку появляться подосиновики. Ближе к Лапландии грибов стало немереное количество. Мы выходили и просто глазели на это чудо. Никто их не собирает, а количество поражает. Подосиновики, белые, моховики растут на обочинах и стоянках, в кемпингах. Растут везде. И эти люди не собирают их. Не собирают грибы. Это преступление. Когда леса сменились тундрой, грибы перестали появляться. В Норвегии их не видели совсем.
Обычно кемпинги расположены на красивых водоемах, каждое утро мы совершали прогулку по берегу и занимались съемкой в свое удовольствие.
Однако двигаемся дальше.
Лапландия
Въезжаем в Лапландию. На горизонте появляется серое пятно. Кто же это шляется прямо по осевой ? Ага, северный олень. Не боится машину, недоуменно провожает нас взглядом. Это первая ласточка, в дальнейшем мы будем встречать целые стада этих красивых животных. Что бы ни писали в путеводителях, олень ведет себя более предсказуемо, чем лось. Лось внезапно выбегает из леса и начинает без оглядки ломиться через дорогу, зачастую с лосенком. Олени же просто тупо гуляют по трассе и никуда не бегут.
На следующий день знаменательное событие – пересечение Полярного Круга. Дело происходит в финском городе городе Рованиеми, он же родина Деда Мороза. За небольшую плату можно заказать новогоднее поздравление на любой адрес мира, а также получить аудиенцию у самого Санта-Клауса. Мы же решили просто погулять туда-сюда по линии Полярного Круга.
Приобрели наклейку на машину, а также сертификат.
Отправляемся дальше. Оленей на дорогах становится все больше.
Постепенно лес становится все ниже и ниже. Периодически дорога забирается на сопки, на них практически нет растительности, а виды изумительные.
Просто так:
Приближаемся к границе с Норвегией. Обнаруживаем шедевры народного творчества.
А вот странная семейка - союз бурого и белого медведей.
Норвегия
Пересекаем границу с Норвегией. Нужно ли говорить, что ни шлагбаумов, ни пограничников нет.
Пейзаж меняется. Вокруг тундра, на горизонте виднеются горы.
Начинаются первые тоннели. Впоследствии мы будем проезжать их в огромном количестве.
Первые фьорды. Эскаватор принял достаточно живописную позу:
Погода все хуже и хуже, температура опускается ниже 10 градусов тепла. Дует сильный ветер. Периодически начинается дождь и так же внезапно прекращается. Встаем в кемпинге в нескольких километрах от мыса Нордкап и готовимся посетить его. Вокруг пасутся олени.
Нордкап
Отправляемся на мыс Нордкап. Несмотря на то, что соседняя точка выступает в море на 1.5 км. севернее, Нордкап условно считается самой северной точкой Европы. Видимо, потому что на соседний мыс хрен доберешься. В связи с этим плотный поток туристов ежедневно стремится посетить данное место и сделать стандартное фото у символического земного шара, установленного на краю земли. Наверное, мы неправильные туристы, т.к. ни одного портрета у данного постамента так и не сделали, зато постарались запечатлеть всю красоту и величие места.
Чтобы не очень сильно нарушать природу, весь многоэтажный туристический комплекс построен под землей, а точнее, вырублен в скале. Наверху находится только вот такое здание:
Зато на нескольких подземных этажах расположены сувенирные магазины, бары, рестораны, церковь, кинозал, и зал для церемонии встречи полуночного солнца. Нордкап находится далеко за Полярным Кругом, поэтому летом солнце не садится даже в полночь. В связи с этим для туристов организовано интересное мероприятие. До 12 ночи посетители сидят и выпивают в огромном зале за столиками. Ровно в 12 зал превращается в тыкву торжественно звучит музыка Грига, стена открывается, туристы видят полуночное солнце над горизонтом, наступает всеобщее счастье, люди братаются и бегут фотографироваться на улицу.
По идее все должно было выглядеть как-то так (фото не мое) :
Однако, с погодой нам не повезло. Причем не повезло настолько, что к 12 ночи вместо обещанного солнца мыс погрузился во тьму дождевых туч. Начался шквальный ветер, дождь, снег, град, все вперемешку. Люди не решались выходить наружу, припаркованные тяжелые мотоциклы валило ветром как домино. Полуночи мы все же дождались, однако солнца так и не увидели. Зато в полной мере насладились буйством стихии.
Ну и, наконец, сам символ Нордкапа: металлический глобус на самом краю земли:
Далее будем перемещаться южнее, пейзажи будут более яркими и солнечными.
После холодного Нордкапа мы отправились на Лофотенские острова, что несколько южнее.
В дорогу нас проводила толпа оленей, пасущихся перед крыльцом.
Дальше все было как в калейдоскопе. Солнце сменялось дождем, дождь снегом, а потом опять солнце, снег, град, радуги и все это практически одновременно.
Наконец стало постоянно солнечно и мы смогли лицезреть те красоты, за которыми и ехали в Норвегию.
Наконец, как апофигей всей поездки - прекрасное место на Лофотенских островах, где одновременно горы, солнце, синее Норвежское море и белый песок. Пейзаж ничем не отличается от каких-нибудь тропических островов, единственно холодный ветер, ледяная вода и ни одной пальмы.
Потом обратный путь, некоторую часть проехали по Швеции, остальное по Финляндии.
Ночевка в Финляндии, завтра домой:
Во время поездки снял достаточно много круговых и не совсем круговых панорам, вот часть из них:
http://vadim-vvk.narod.ru//flash/1/1.html
http://vadim-vvk.narod.ru//flash/3/3.html
http://vadim-vvk.narod.ru//flash/5/5.html
http://vadim-vvk.narod.ru//flash/6/6.html
http://vadim-vvk.narod.ru//flash/8/8.html
http://vadim-vvk.narod.ru//flash/9/9.html
Вадим спасибо.... интересно и красиво....
Отличные фотографии.Выше всяких похвал.
Судя по видеокамере и фотоаппарат у Вас хороший ( какой? ).
5D Mark II =)
Держите меня всемером-бесполезно-плюс один.Респект Вам и вашей жене.Не каждый пойдёт на такую авантюру.У Вас получилось очень хорошо.
Спасибо большое.
Спасибо!
Очень красиво и познавательно!
vadim_vk спасибо большое за репортаж! У нас с женой мечта посетить Норвегию .
Сколько километров составил весь маршрут?
Маршрут составил около 5 тыс. км. В день ехали по 300-500 км.
Ещё одно подтверждение, что старушка Европа намного привликательней чем пресловутая Америка. За труды огромное спасибо, удачи !!!
Вадим,молодец!Все-таки нет ничего лучше самостоятельного путешествия...
Спасибо за фоторепортаж!Однозначно +
Выше всяких похвал. Супер. Скромно +.
Как раз о таком путешествии по северу Европы думаю в последнее время, но всегда что-то мешает. Наверное, надо бросить все и как, Вы - сел и поехал куда хочешь. Очень красиво, спасибо. Вопрос один: у Вас специальный набор номеров, для каждой страны свой?
+ За отличное путешествие, осуществленное и рассказанное с картинками.
Отлично ! Спасибо за репортаж! +1
Замечательный репортаж! Отличные фотографии!
Спасибо за интересную "поездку" по неривычным местам
Суровая природа .Красиво
Маршрут:
Спасибо за фотоотчет. +
Нужно будет повторить, благо нам тоже недалече.
Красиво.. Я только не понял, на одном фото на Субарике один номер, на другом другой, а на третьем вроде еще какой то..
Чтоб никто не догадался
Спасибо. Очень понравилось.
....................
Предупреждение в профиль.Регистрировались-Правила внимательно читали?Читать умеете?Читайте еще раз:
Второй раз посмотрел эти фото и комментарии и понял, что больше мне нечего делать в Норвегии. Я там побывал не выходя из дома.
Об МД, понимаю, не было и речи. Не планировался?
Спасибо Вадим за фоторепортаж про Норвегию,интересные заметки и полезные советы связанные с путешествием по этой северной стране!!! +
Вадим спасибо большое за Красочный Отчет!
Сам давно мечтаю побывать в Норвегии тк с детства болею Викингами
Поистине Красивая и Суровая Земля.....
Бесспорно + (Черт немогу поставить тк недавно ставил)
И несколько вопросов.....
Были ли проблемы с языком на всем протяжении путешествия?
Как местные аборигены относятся к Русским Турстам?
Также интересны средние цены в харчевнях....
Спасибо за отзывы, очень приятно.
asghukov, ехать нужно, чтобы посмотреть на это своими глазами. Фотографии не заменят личных впечатлений )
Maxbout, о МД думал, но решил не брать, т.к. задача была другая. А вообще там сплошные скалы и камни. Читал, что люди копают, но всё в каких-то ущельях. Надо знать куда ехать. Отдельная тема, ей нужно посвящать отдельное время.
Блиндажник, с языком проблем не было. Все везде говорят по-английски. Понимаю в основном хорошо, изъясняюсь хуже, но проблем ни разу не возникало. Один раз попался старый финн, который по английски практически не говорил, общались какими-то рисунками на бумаге, фигвамы рисовали друг другу .
Местные аборигены нормально относятся, как и ко всем остальным. Всегда помогают, рассказывают как проехать и т.д. У финнов, правда, иногда, чувствуется легкое раздражение. Но чем дальше на север, тем все меньше и меньше.
По ценам - в харчевнях мы не ели, все всегда готовили сами. Иногда кофе или мороженое на заправке - в пределах 1-2 евро. В магазинах - я бы сказал, что цены чуть подороже наших. По бензину в прошлом году казалось дорого, но теперь мы их уже догоняем =(
Вадим спасибо за Ответы!
Будем копить деньги и.....Вперед к Угрюмым Фъердам,Саамским Шаманам иСеверному Сиянию.....
Тем более родиться и жить в Питере и не побывать в Северной Европе -это моветон...
Эх, красота! И как я раньше эту тему не увидел?
Сам давно и безнадёжно болею Севером - Карелия, Кольский... разок-другой за сезон стараюсь съездить. До Скандинавии пока не добрался, а стОит это сделать.
Автору однозначно + за интересный отчет и отличные фотографии!!!
Спасибо за фоторепортаж+1! Сам планирую... мож пишу не в той теме...поправьте...
Пара вопросов: как планировали маршрут, как находили кемпинги и ...ориентировочная стоимость этой поездки: километраж, кол-во дней, бензин, ночлег и покушать... без покупок и подарков
Ехали так далеко в первый раз. Поначалу всё было страшно, но потом освоились и в следующий раз поедем абсолютно свободно.
Планировали маршрут заранее, но лишь поверхностно. Решили для себя что хотелось бы увидеть и накидали точек. Впоследствии по ходу движения маршрут динамически менялся в зависимости от пройденного пути, расстояния до кемпингов и оставшегося количества дней. В результате уложились ровно в отведенное время. Дневной перегон - от 300 до 500 км.
По поводу кемпингов - в свободном доступе существует карта с их расположением вплоть до стоимости и координат ( http://www.camping.fi, http://www.camping.no ). Очень помогла программа iGO для КПК с заранее скачанными картами Норвегии и Финляндии. Впоследствии оказалось, что ехать можно исключительно по ней. Знает все до исключения кемпинги, заправки, развязки и ведет идеально. Рекомендую. Помимо этого, был OZI с генштабом, но это так, чтобы рельеф посмотреть, да ради интереса сравнить 70-е года с текущей ситуацией.
Ежедневный маршрут планировали так, чтобы к ~20 часам быть в планируемом кемпинге. Однако, пару раз приезжали поздно и кемпинг был закрыт, но хозяева тем не менее выползали и давали ключ. Несмотря на это, без всякого напряга были готовы ночевать в машине или палатке.
Маршрут занял 12 дней и по километражу составил около 5 тыс.км. По стоимости около 30 т.р. ушло на бензин, еще ~20 т.р. на кемпинги и платные дороги. Остальное - музеи, сувениры, подарки и тд.
На еду денег почти не тратили, все было с собой. Только разве что йогурты, да сырки всякие покупали периодически.
Задавайте вопросы, на все с удовольствием отвечу.
Да хорошо отдохнули, люба дорого посмотреть.
написано красиво.. спокойно.. уютно! обзавидовался.. надеюсь, в скором будущем, почитать ещё что-то о ваших путешествиях! благодарю за фотоэкскурсию!!
Спасибо большое за отзывы )
Классный отчет,красивые фото!
Давно это уже было. Надеюсь еще там побывать. Теперь в планах другая часть Норвегии. ,
Powered by Invision Power Board ()
© Invision Power Services ()