Help - Search - Member List - Calendar
Full Version: Церковная печать
Reviewdetector > Археологический > Сфрагистика
Гуляка
Здравствуйте Соратники!

Давеча нашел такую печать:
user posted image user posted image

Я так понимаю эта церковная печать ставилась на просвирки, прав ли я?
konsultant
абсолютно прав.
zay
QUOTE(konsultant @ Jul 26 2011, 17:10)
абсолютно прав.

Точно.Такой формы они стали после Никоновской реформы. Но в основном датируют подобные 18-н.19в.в. Не редкие.
Гуляка
QUOTE(konsultant @ Jul 26 2011, 17:10)
абсолютно прав.


QUOTE(zay @ Jul 26 2011, 20:27)
Точно.Такой формы они стали после Никоновской реформы. Но в основном датируют подобные 18-н.19в.в. Не редкие.


Спасибо за подтверждение моих предположений. И по датироке отлично вписывается, т.к. была найдена рядом с местом, где стояла деревянная церковь. Церковь сгорела вместе с двором священника и 2-хэтажной приходской школой, в 1825 году.

А до Никоновской реформы они какие были?
zay
QUOTE(Гуляка @ Jul 26 2011, 21:59)
Спасибо за подтверждение моих предположений. И по датироке отлично вписывается, т.к. была найдена рядом с местом, где стояла деревянная церковь. Церковь сгорела вместе с двором священника и 2-хэтажной приходской школой, в 1825 году.

А до Никоновской реформы они какие были?

Круглые с многоконечными крестами. (собственно такие и сейчас есть)
Плюшкин
QUOTE(zay @ Jul 26 2011, 22:06)
Круглые с многоконечными крестами. (собственно такие и сейчас есть)

Не знаю, что подразумевается под словом "многоконечным"...
На дораскольных и старообрядческих просфорах изображён, как правило, восьмиконечный , голгофский крест с надписью "Се Агнец Божии вземляи грехи всего мира"
Кстати, не всегда круглые.
На фото: справа- дораскольная, слева - старообрядческая

user posted image
zay
QUOTE(Плюшкин @ Jul 27 2011, 01:25)
Не знаю, что подразумевается под словом "многоконечным"...
На дораскольных и старообрядческих просфорах изображён, как правило, восьмиконечный , голгофский крест с надписью  "Се Агнец Божии вземляи грехи всего мира"
Кстати, не всегда круглые.
На фото: справа- дораскольная, слева - старообрядческая

user posted image

восьмиконечный и подразумевается smile.gif Собор 1666г(67) оговаривает помимо запрещения надписи про Агнца ибо не из всех просфор его вырезают. И то что круглые печати наполняют не теми мыслями smile.gif
......"Печать на просфоре хотя иногда бывает и круглая, но вообще должна быть четвероугольная. Ибо из средины той же просфоры всегда вынимается часть четвероугольная. Четвероугольная печать и часть, называемая Агнцем, таинственно изображают Божество и человечество Христа Сына Божия. Если бы эта печать и самая часть хлеба были кругловидны, то они означали бы одну вечность, т.е. безначальность и бесконечность Божества. Но так как Безначальный и Бесконечный Сын Божий воплотился и показал Себя Богом, Который для нас пришел, воплотился, истинно страдал, был во образе Божием и во образе человеческом, то и необходимо, чтобы и печать, и самый хлеб означали и Божество и человечество, дабы не думали некоторые еретики, что человечество в Иисусе Христе уничтожилось и что Он остался только Богом (ибо некоторые признают одно только Божество во Христе). Но не так было и не так научены мы веровать. Иисус Христос совершен в каждом естестве: Его Божество совершенно соединилось с человечеством. По сей причине и хлеб должен быть четвероугольным, но не круглым и бесквасным. Ибо, так как Иисус Христос совершен: то сделался совершенным человеком: принял душу и тело человеческое, состоящее из четырех стихий. И как весь мир четверочастен, так и самое Слово, Христос, Творец мира, приняло плоть, состоящую из четырех стихий; и как воплотившееся Слово освятило все концы мира, все небесное и земное, так это и изображается Его крестом, на котором Он пригвоздился, умер и исправил нас и весь мир" (Новая Скрижаль, стр. 166).

"На просфоре наверху напечатлевается (находится печать — сфрагис σφραγις) знак креста со словами: ИС. ХС. NI. КА. Ιησους Χριστος νικα — "Иисус Христос побеждает". Это изображает знамение, виденное на небе Константином Великим и его войском пред поражением Максентия (312 г.)" (Никольский, стр. 362).

"Печать на просфоре изображает крест, который напечатлевается на всех просфорах с прибавлением слов, означающих победу Христову: Ис. Хр. ника. Сентября 14 дня в Четьи-Минеи показано: "Христолюбивый царь Константин устрои честные три кресты от драгих вещей и написа на них златыми письмены слова сия: Ис. Хр. ника — сие есть — побеждай, и постави един крест в Цареграде, к востоку на торжищи высоко; другий крест постави верху червленного столпа римского на братолюбнем месте; третий вознесе на мраморном месте зело краснем на хлебопродании. Никифор же в книге 8, гл. 32, повествует, что на первом из сих крестов написано было "Ис", на втором "Хр"., а на третьем "ника". От этих как бы собственных названий и получили такое название кресты. И самые те места, где кресты эти стояли, назывались этими же именами. Слова эти, написанные Константином на трех крестах, греки соединили потом вместе и начали употреблять на всех крестах" (Новая Скрижаль, стр. 160).

"Просфоры должно печатать четвероконечным крестом", т.е. на просфорах печать должна иметь четвероконечный крест (1667 г. Соборных деяний, бывших в Москве, гл. 1 и 1698 г., декабря 26-го, Адриана, Московского Патриарха. Указанных статей 15). Печатать четвероконечный крест на просфорах одобрил Великий Собор 1667 года (см. Соборный Свиток, глава 1) как потому, что сей крест должен изображаться по преданию, так и потому, что пред сим временем усилился в Русской Церкви обычай печатать на просфорах осмиконечный крест с копием, тростью и адамовою головою в кругу, поверх коего печатались слова: "Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира", а такая печать на просфорах не совсем прилична. Ибо: а) Не всякая просфора употребляется для взятия из нее Агнца, и посему означенную надпись печатать на всякой просфоре неприлично, и потому она отменена; б) Копие и трость, особенно трость, не составляют креста, на котором Агнец Божий взял грехи мира, посему и они отложены; в) Адамова глава не составляет Агнца, во образ которого взимается часть из первой просфоры, посему отложена и она, оставлен только четвероконечный крест с надписью: ИС, ХР, NIКА. Этот крест более соответствует и крестообразному разрезанию Агнца, как он должен быть разрезываем. ("Истинно древняя и истинно Православная Христова Церковь", соч. Григория, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, 1858 г., часть 2, стр. 38. Цит. по прот. К. Никольскому, стр. 362)...............
Плюшкин
QUOTE(zay @ Jul 27 2011, 11:38)
Собор 1666г(67) оговаривает помимо запрещения надписи про Агнца ибо не из всех просфор его вырезают. И то что круглые печати наполняют не теми мыслями smile.gif

Тупы и невежественны были наши предки до этого собора ggf.gif 13.gif
грэй
Есть 3 просвирные печати (2 поменьше и одна здоровая). Привезены откуда-то из "керженецких лесов". "Происхождению" поверил, потому как у мужичков был нижегородский говорок (мне ли не знаком? biggrin.gif ). Но они вроде другие, чем у Плюшкина. Попробую отснять. Интересно, можно будет их как-то датировать? Одна прогнила, но не сильно.
грэй
Немного перегнул палку. Оказывается похожие. Одна маленькая одноштемпельна второй. Поэтому счел показать ее крепежную сторону. Как-нибудь можно их датировать? А то лежат неприкаенные. Заранее бладарен.
иерей Вадим
QUOTE(Плюшкин @ Jul 27 2011, 00:25)
Не знаю, что подразумевается под словом "многоконечным"...
На дораскольных и старообрядческих просфорах изображён, как правило, восьмиконечный , голгофский крест с надписью  "Се Агнец Божии вземляи грехи всего мира"
Кстати, не всегда круглые.
На фото: справа- дораскольная, слева - старообрядческая

user posted image

Странно. Квадратных печатей у нас не видел и не слышал о таких никогда. Что это за диковина? Можно поинтересоваться датировкой и происхождением? С уважением, иерей Вадим.http://www.reviewdetector.ru/https://www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=450336
иерей Вадим
QUOTE(грэй @ Aug 3 2011, 07:32)
Немного перегнул палку. Оказывается похожие. Одна маленькая одноштемпельна второй. Поэтому счел показать ее крепежную сторону. Как-нибудь можно их датировать? А то лежат неприкаенные. Заранее бладарен.

Неприкаянные - не пожертвуете для церковного музея?http://www.reviewdetector.ru/https://www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=450336
Плюшкин
....
ФедорС
Что Вы можете сказать об этой печати?
диаметр 26 мм
иерей Вадим
Печать для всенощных хлебов старообрядческого типа, 17-18 век. Будете продавать - пишите в л.с.
ФедорС
Спасибо за ответ. А если без аукциона,ваша цена.
иерей Вадим
Учитывая неважный сохран, 600 с пересылом
ФедорС
Сохран хороший. Может фото плхое.
Калинин
Наглядно, различия:
иерей Вадим
Напишите желательную для Вас цену. Штифты отломаны, поэтому сохран неполный. жду ответа.
ФедорС
КАКИЕ ШРИФТЫ И ОТКУДА ОТЛОМАНЫ.
ПЕЧАТЬ КРУГЛАЯ БЕЗ ОТЛОМОВ.
ПОСТАРАЮСЬ СДЕЛАТЬ ХОРОШИЕ ФОТКИ.
badeka
QUOTE(ФедорС @ Feb 22 2014, 21:32)
КАКИЕ ШРИФТЫ И ОТКУДА ОТЛОМАНЫ.
ПЕЧАТЬ КРУГЛАЯ БЕЗ ОТЛОМОВ.
ПОСТАРАЮСЬ СДЕЛАТЬ ХОРОШИЕ  ФОТКИ.


Ась?

user posted image
ФедорС
новое фото. что на печати не хватает.
ФедорС
фото. какие шрифты отломаны. печать круглая.
ФедорС
фото. какие шрифты отломаны.
Streletz
Не шрифты, а штифты. на обратной стороне печати два квадратных "пенька" — остатки от двух штырьков-штифтов, которыми печать крепилась к деревянной ручке.
ФедорС
Спасибо. А какая должна быть длина.
Streletz
QUOTE(ФедорС @ Feb 23 2014, 23:32)
Спасибо. А какая должна быть длина.
Посмотрите, например, печать в первом сообщении этой темы. И не нужно в каждом сообщении давать фото, тем более — повторяющееся.
Теренин
QUOTE(badeka @ Feb 22 2014, 20:42)
Ась?

user posted image

17.gif КОНЦЕРТ!
This is a "lo-fi" version of our main content. To view the full version with more information, formatting and images, please click here.